Интервью о вышивке

Красота окружающего нас мира

10 августа 2007 года в Москве интервью о вышивке состоялась презентация наборов для вышивки фирмы «Золотое руно». Дизайнер фирмы Надежда Сафонова любезно согласилась ответить на вопросы, заданные участниками форума Клуба «Вышивка крестом».

Интервью с Надеждой Сафоновой
Интервью с Надеждой Сафоновой

Имеете ли Вы художественное образование?

У меня нет художественного образования. Но в моей семье рисуют почти все. Мама не успела окончить художественное училище - помешала война; очень хорошо рисовал отец, рисуют сын и дочь, внучка. Сестра получила художественное образование, хотела подготовить меня к поступлению, но я боялась, что не сдам рисунок, и отказалась.

Ваши любимые сюжеты для вышивки?

Пейзажи и цветы - это самое любимое. Стала замечать, что к каждому изображению стала подходить с мыслью, как это будет выглядеть в вышивке крестом. И хотя я не очень люблю разрабатывать дизайны с животными, но, увидев выразительную картину или рисунок, не могу устоять. Так была разработана схема с взлетающим орлом.

Вы используете готовые картинки (пусть даже с редактурой) или картина рисуется самим дизайнером специально для создания схемы вышивки? Какой способ используется чаще всего? Можно ли просто найти в Интернете рисунок, который Вам понравился, и сделать по нему схему вышивки крестом? Как быть с авторским правом, ведь по идее у каждой картинки есть хозяин, но в Интернете порой нет никакой возможности найти автора фото, как быть?

Чаще всего беру картинки из Интернета. По этому вопросу я даже консультировалась с юристом. Дело в том, что вышивка и изображение в Интернете не идентичные, это две разные вещи, их не сравнить, они только напоминают друг друга. Дизайнер адаптирует исходное изображение для вышивки, оно неизбежно меняется. Попробую пояснить на примере: сравните роман Пушкина «Евгений Онегин» и оперу Чайковского «Евгений Онегин». Они принадлежат к разным видам искусства, хотя за их основу и взят один и тот же сюжет. Понравившаяся картинка изначально не подходит для задуманного дизайна. Пробуешь вставить картинку в программу, смотришь и понимаешь, что вышивать все эти сплошные одиночные крестики просто невозможно.

Свободны ли Вы в выборе тем и сюжетов для ваших дизайнов? Откуда берутся сюжеты для схем: вдохновение, приходят во сне, спецзаказ фирм, выпускающих наборы?

Нет, компания не навязывает нам конкретные разработки. Я, прежде всего, смотрю, вышивала бы я этот дизайн или нет, нравится ли он мне. Если сюжет мне лично не близок, я не возьмусь за его разработку. Нас не принуждают, не направляют, но могут порекомендовать продолжить серию схем для вышивки, которая стала востребованной. Например, серия цветов, вышитых крестом на черной канве, будет продолжена. Будет еще много новых дизайнов этой линии. Во сне… пожалуй, нет. Часто засыпаю с мыслями о схеме и вижу во сне решение проблемы, над которой думала перед сном.

К чему Вы стремитесь в своем творчестве?

Наверное, показать всем, поделиться красотой увиденного рисунка, картины. Моя самая первая работа «Ностальгия» делалась по маленькой открытке 60-х годов, которую я нашла у мамы. Эти простые цветы вызвали у меня воспоминания о детстве, и свои воспоминания мне захотелось привнести в этот дизайн. Много раз люди, выросшие в небольших городках, потом говорили о том, что им эти простые цветы также напомнили о детстве. Наверное, именно к этому я и стремлюсь: передать в своих работах увиденную мной красоту окружающего нас мира, напомнить о лучших впечатлениях, эмоциях.

Какие дизайны для вышивки крестом планируются Вами к разработке? Ваши творческие планы?

Будет продолжена серия цветов на черной канве. Планируется серия графики в коричневых тонах. Сейчас подбираем нитки, канву. А планов на будущее очень много. Сейчас заканчиваю все дизайны вышивки, анонсированные в каталоге. Хочется сделать серию по восточной тематике, цветы и птицы с использованием иероглифов как части дизайна. Очень нравятся японские, китайские гравюры и акварели, пионы и лотосы, вписанные в пейзаж. Недавно мне прислали фотографии из Китая с потрясающе красивыми стенами, расписанными цветами. Но сейчас эти темы пока в стадии разработки. У меня есть задумка серии «Четыре сезона». Размер схем для вышивки, скорее всего, будет немаленьким, там будет много мелких деталей, которые неизбежно потеряются при маленьком размере. Это будут четыре женщины в красивых развевающихся одеждах.

Вышиваете ли Вы сами, в том числе по своим дизайнам?

Конечно, у меня очень много вышивок. Вышиваю крестом с детства. Когда-то мама давала мне ежедневное задание вышить, например, 100 крестиков, чтобы мы не бегали просто так по улицам, а занимались рукоделием. Вышивок скопилось много, затрудняюсь даже назвать их количество. Но вышивала я не все время, периодами. Иногда сидишь дни и ночи напролет вышиваешь, потом затишье. У меня есть примерно 10 работ, вышитых по моим дизайнам, правда, вышиты они не мной.

Сами ли Вы вышиваете первую работу по разработанной Вами схеме

Нет, у нас есть специальные мастерицы, которые занимаются вышивкой новых дизайнов. Если дизайнер будет сама отшивать все свои работы, у нее почти не останется времени на разработку схем. Некоторые работы отшиваются по нескольку раз. Один из новых дизайнов пришлось немного переработать: в первом варианте мне не понравилась канва, я заменила канву и работа отшивалась снова. Сейчас вышло семь дизайнов для вышивки крестом, скоро выйдет еще семь, так что вышить все свои дизайны у меня просто не хватит времени.

   Смотрите  картинки новых кукол братц на http://kimberly-club.ru/

Как Вы относитесь к тому, когда видите в уже вышитой по Вашей схеме работе, что вышивальщица внесла какие-то свои изменения? Использовала другой тон канвы, изменила некоторые цвета ниток?

Это возможно, но без моего ведома ничего не меняется при предпродажной вышивке моего дизайна. С другой стороны, вокруг столько творческих людей… Может быть, я что-то не заметила, а человек глянул и предложил что-то новое, интересное в мой дизайн или захотел  вышить какую-то деталь ярче, бледнее, контрастнее. У меня есть подруга, которой я показываю свои дизайны вышивки, прежде чем представить их на публике. Она сама не нарисует и квадратика, но у нее потрясающее чувство цвета, рисунка. Я могу что-то проглядеть, присмотревшись к картинке. А она мне подсказывает, можно ли отправлять, если нет, я снова сажусь за работу.

Сколько разочарований Вы испытали, после того как вышивальные наборы по Вашим схемам поступали в продажу? Или такого не было?

Да, был такой случай. Я, как правило, приезжаю, чтобы посмотреть на свои вышивки перед тем, как их отдадут на производство. Одна из работ была вышита не на той канве, что предлагала я. Некоторые цвета терялись. Но канву заменили, дизайн был вышит еще раз, и результатом я была вполне довольна.

В каких программах Вы работаете над созданием схем для вышивки крестом?

Обязательно Photoshop, по необходимости в Adobe Illustrator, из вышивальных программ PCStitch и, конечно, наш любимый Pattern Maker. Но это не важно, в какой программе работает дизайнер, так как весь рисунок прорисовывается вручную. Дизайнер не работает «с монитора». Монитор, даже самый лучший, искажает цвета. Мы раскладываем мулине на канву, смотрим, чтобы не ошибиться с цветом, тоном.

Почему отечественные дизайнеры мало используют редкие типы стежков (практически только крест и полукрест), бисер, нитки Крейник? Почему практически нет вышивки в пастельных тонах (как выпускает Lanarte)?

Сейчас в моих дизайнах все больше появляется разных типов стежков. Если раньше руководством фирмы «Золотое Руно» не рекомендовалось использование того же самого бэкстича, то в новых наборах Вы сами можете увидеть и бэкстич, и французские узелки. При обсуждении моих последних схем для вышивки мне предложили попробовать металлизированную нить, посмотреть, как эта нить будет смотреться в новых дизайнах. Но часто тематика вышивки сама по себе исключает использование бисера и металлика. Чаще стали выходить дизайны, в которых используется тонированная канва, льняные ткани.

Как вы относитесь к тому, что через некоторое время ваши схемы "гуляют" по сети?

Я об этом не думаю, потому что знаю, что ничего поделать с этим нельзя. Я отношусь к этому спокойно. Да и стоимость отечественных наборов для вышивки крестом часто делает экономически невыгодной вышивание по подбору. Один единственный раз давно у меня была попытка вышивки по подбору. В результате стоимость купленных материалов превысила стоимость набора. Не у всех есть полные палитры цветов мулине разных производителей, а часто каждого цвета бывает нужно в выбранном дизайне то по нескольку мотков, то совсем по маленькой пасме.

 

Интервью с Надеждой Сафоновой

 

Как Вы относитесь к идеальной изнанке в вышивке крестом?

Знаете, я считаю, что изнанка должна быть аккуратная, именно аккуратная. Чтобы не было узелков, чтобы кончики ниток были спрятаны, не было больших протяжек. А если уделять повышенное внимание изнанке, может пострадать лицевая сторона вышивки, которая, по моему мнению, намного важнее.

Как у Вас оборудовано рабочее место?

Для вышивки крестом использую только мои любимые пяльцы. Пробовала станки, рамы - Snap, но нет, с детства привыкла к пяльцам. В этом вопросе, пожалуй, я консерватор.

Как относятся Ваши домашние к Вашему увлечению вышивкой?

Спокойно. Я занята своим делом,  и все этим довольны. Дети выросли, мы вдвоем с мужем. Внучка, конечно, интересуется, прибегает и первым делом включает мой компьютер, смотрит, что у меня нового, сама пытается рисовать в какой-нибудь программе.

Используется ли вышивка крестом в оформлении интерьера Вашей квартиры?

Да, конечно. Но не только вышитые картины. Дело в том, что я одно время увлекалась аппликацией из природных материалов и ткани. Например, из шишек. Кажется, ну что там шишка, но когда их разрезаешь, они превращаются в лепестки роз, спилы из различных пород дерева - в листья. Эти картины висят у меня дома. Те, кто не знает из чего эти картины, думают, что они нарисованы. Есть картины из кожи. Иногда меняю картины и панно на стенах, хочется разнообразия, смены экспозиции.

Какие зарубежные дизайнеры, создающие схемы для вышивки крестом, Вам нравятся? Что из новинок этого сезона Вам понравилось?

Пожалуй, только Lanarte. Последние работы Dimensions к сожалению, не приглянулись. А что до схем Dimensions, там работают дизайнеры разных стилей. Есть просто идеально проработанные дизайны, а есть такие, что, убрав бэкстич, Вы  получите плоскую картинку. Я думаю, что сам по себе рисунок должен быть объемным, а бэкстич только добавлять ему выразительности. Есть, конечно, дизайнеры со своим особым стилем, такие Майкл Пауэлл, где километры бэкстича полностью оправданы и уместны. Из последних дизайнов Dimensions приглянулся, пожалуй, один пейзаж, но смутило зеркально симметричное отражение в воде, слишком четкое для отражения в озере.

Не испытываете ли Вы сожаления о том, что в отличие от художника не станете знаменитой? Поясняю свою мысль - большинство вышивальщиц знают конкретную фирму и мало обращают внимания на разработчиков дизайна. Имена дизайнеров на слуху можно перечесть по пальцам. Не обижает ли Вас такая сложившаяся ситуация? Хочется ли Вам большей популярности?

Меня это совершенно не волнует. Большинство вышивальщиц волнует не имя дизайнера, а сам дизайн. До выхода в Интернет я практически ничего не знала о дизайнерах, разрабатывающих схемы для вышивки крестом. Поэтому отношусь к популярности и известности очень спокойно.

Что Вас "держит"  в работе дизайнера, ведь получаете очень мало?

Наверное, нужно просто душой быть в своей профессии. В этом деле задерживаются только те, кто душой прикипел к вышивке. Остаются только те, для кого это не только заработок, но и потребность в творчестве, способ самовыражения.

Как Вы думаете, почему в России недооценена ручная работа?

А что у нас ценится? Я часто задаюсь вопросом, почему вышивальщицы выставляют на продажу свои работы по таким низким ценам? Часто даже по цене себестоимости расходных материалов. Мне кажется, человек сам оценивает свою работу и назначает ей цену.

Как Вы считаете, какое будущее у вышивки, рукоделия в России?

Поверьте моему жизненному опыту, вышивка будет и дальше развиваться и набирать популярность. Всегда в России было много вышивальщиц. Тут многое зависит от родителей. Если они увлечены рукоделием, то и дети будут продолжать эту традицию. Раньше было намного сложнее с материалами для вышивки. Хотя было Кировское мулине, дешевое и доступное. Можно было зайти и набрать в магазинах уцененных товаров мулине. У меня до сих пор еще остались запасы этих ниток, заплетенных в косы. Думаю, спада интереса к рукоделию, вышиванию не будет. Вот посмотрите, заходит женщина в магазин товаров для рукоделия, и у нее разгораются глаза, она покупает простенький набор, попробовать. Тут есть проблема в том, что не все знают, где и как найти консультанта-продавца, который может посоветовать, подсказать. Но сейчас появился Интернет, и даже в маленьких городках рукодельницам стало легче обмениваться опытом, общаться и творить.

 

Интервью с Надеждой Сафоновой

 

Мы благодарим Надежду Сафонову за подробное и интересное интервью, и от имени всего форума Клуба «Вышивка крестом» желаем ей творческих удач, дизайнерских находок и всего самого доброго и светлого в ее жизни. Надеемся на скорые встречи с ее новыми дизайнами и самим дизайнером.

С дизайнером беседовала Леа, фотоснимки сделаны на презентации фирмы «Золотое руно» 10 августа 2007 г.


Источник: http://cross-stitch-club.ru/dizajner/59-intervyu-s-nadezhdoj-safonovoj.html



Ворчание Бобра О вышивке и мире рукоделия - Видео уроки кругового вязания крючком



Интервью о вышивке Интервью о вышивке Интервью о вышивке Интервью о вышивке Интервью о вышивке Интервью о вышивке Интервью о вышивке