История и виды кружев

История кружеваВ детстве кружево казалось прекрасным — почти как лиловые туфли-лодочки и колье из чешского стекла… Давайте я расскажу вам о кружеве, его история весьма увлекательна. Но сперва лирическое отступление.

Мама надевала вишневую комбинацию с широкой кружевной каймой, и было ужасно обидно, что такая красота прямо сейчас спрячется под скучной синей юбкой. У любимой куклы были панталончики, обшитые узеньким зубчатым кружевом, а всем остальным куклам я обшивала платья воздушным швом чтобы не было обидно. У королев на картинах и в кино были высокие воротники из кружев накрахмаленные так жестко, что казались плетеными из тонкой белой проволоки, а на каждом зубчике подрагивала крошечная жемчужинка. В комоде лежали старые скатерти, которые никогда не стелили на стол, — вышитые по четырем углам анютиными глазками, маками и незабудками и обшитые широким льняным кружевом с крупными зубцами. Ткань скатертей обезобразили желтоватые пятна от давних семейных обедов, но кружева уцелели во всем великолепии — маленькой мне они казались тяжелыми и грубыми, то ли дело легкие и ажурные из капрона на мамином белье. И новые, снежно-белые шторы из капронового тюля нравились больше, чем старые хлопковые, которые после стирки надо было купать в растворе синьки, крахмалить и гладить. А вот старинные бабушкины накидки на подушку были невесомы и прекрасны, почти как воротники киношных королев — из одной получалась фата для игры в свадьбу, из двух — летнее принцессино платье.

Чуть позже отношение к кружеву разделилось на теоретическое и практическое. Теоретически кружево было прекрасно — все те же воротники королев и зонтики и перчатки барышень из времен поближе, манжеты мушкетеров и прочих романтичных герцогов Бэкингемов. пологи постелей, от которых на руки и лицо героини ложится ажурная тень, лицо тропининской «Кружевницы», склонившейся над коклюшками, мелкий, тонкий мазок голландских мастеров, плетущий белую вязь широких воротников по черным камзолам купцов и строгим платьям их чопорных жен.

Практическое кружево в виде трех узеньких полосочек нужно было хотя бы раз в неделю отпороть от школьной формы, выстирать и пришить на место. Практическое кружево покупалась на метры, разматывалось из больших рулонов и стоило до смешного дешево — машинная работа, стопроцентная синтетика. И ошеломлявшая в детстве красота черной, вишневой и персиковой комбинации была размотана из таких же рулонов.

Забавно, как со временем начинаешь ценить то, что казалось скучным, неинтересным и невкусным, — горьковатый вкус маслин, благородство черного цвета, прелесть дерева без краски и лака, подлинность кружева ручного плетения.

Хотя даже в этом списке кружево на особом месте. Почему? Потому что удивительно непрактично и бесполезно. Бесполезнее, чем вышивка, в узорах которой почти всегда прятались обережные мотивы. Конечно, и кружево можно выплести рунами и солярными символами, но предназначено оно не для этого.

А для чего? Украшать, украшать и только украшать — как цветы и драгоценности.

Кстати, всевозможных интриг и приключений в истории кружева не меньше, чем с фарфором или шелком.

Хотя появилось кружево относительно недавно — какие-то несчастные семь-восемь веков назад. Некоторые историки с этим спорят, цитируя Ветхий завет, где упоминается «завеса из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона узорчатой работы» и «одежда из золотой, голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона», но, судя по всему, это были вышитые сетки и вуали, а не кружева.

Одно из первых доказательных упоминаний нам дарит XIV век в 1363 году король Англии Эдуард III издал закон, запрещающий ввоз иностранных кружев, чтобы защитить внутренний рынок. С другой стороны, еще в русской летописи XIII века поминается, что князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королем имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит». Если перевести на современную речь — «нерельефным кружевом из металлизированной нити». Хотя это могла быть и, к примеру, отделка из золотой тесьмы, потому что в старину славянский термин «кружево» об ажурности ткани ничего не сообщал — так могли назвать любую нарядную кайму, «окружающую» подол, рукава или ворот одежды.

Стежок в воздухе

Вот названия европейских кружев говорят сами за себя punto in aere «стежок в воздухе» — вязаное и плетеное кружево, point coupre — «шов по прорези» — кружевная вышивка по прореженному полотну. Помните салфеточную мережку? В старинных вышивках так же выдергивали наперекрест нити основы и утка, а после заполняли получившуюся сетку петельным швом. Самый популярный узор в виде звезд и розеток несомненно был итальянским — иначе откуда взяться названию «ретичелла»? Узорчатые ажурные квадраты «ретичеллы» украшали воротники, передники, скатерти и простыни, часто чередуясь с вышивкой гладью.

Кружева в историиДругой популярный в Европе вид кружева шился на основе: мастерица прокладывала по контурам нарисованного на пергаменте узора толстую нитку, пришивая ее мелкими стежками к пергаменту и подложенному под него полотну. Затем пространство, ограниченное контурной ниткой, заполнялось петельным швом. Петельным швом выполнялись и связки, соединявшие детали орнамента. Закончив работу, мастерица разрезала стежки наметки и отделяла кружево от эскиза.

Вероятно, именно в этой технике были шиты венецианские кружева, заказанные в 1493 году для коронации Ричарда III. А как же привычное нам кружево на коклюшках? Оно, по историческим меркам, совсем дитя и появилось около XVI века. Именно на это время пришелся настоящий расцвет «бесполезной ажурной красоты».

Считается, что его спровоцировала мода на огромные воротники «фрез». Помните эти полотняные колеса, на которых головы лежат, словно на гигантском блюде? Сначала фрезы отделывали по краю едва заметным зубчиком шитья punto in aere — «стежка в воздухе». Затейливые кружевницы «шили воздух» все шире и шире, придумывая новые узоры, вплетая в нити тончайшую металлическую проволоку и конский волос — для блеска и рельефности, так что вскоре полотно на воротниках история и виды кружев модниц и модников почти полностью заменилось кружевом. Особенно хорошо метаморфозы кружевного воротника прослеживаются на портретах королевы Елизаветы Английской. «Рыжая Бесс» страстно любила кружево — оно окаймляло огромные воротники фрезы и высокие каркасные воротники, украшало рукава, платки и даже мантии.

Кружевные законы

Впрочем, другие монархи тоже весьма ценили декоративное свойство кружева. К примеру, французская королева Екатерина Медичи — та самая, что покровительствовала Нострадамусу и в трех романах Дюма-отца подряд травила конкурентов налево и направо — выписала из Италии некоего мастера Фидерика Винчиоло, который в 1587 году издал подробный сборник существовавших к тому времени узоров кружев. Или местные мастера не поспевали за сборником, или все заграничное кажется лучше, но французские щеголи все равно тратили огромные деньги, выписывая кружева из Италии и Фландрии.

Расстроенный отсутствием кружевного патриотизма, король Людовик XIII (тот самый, что никак не мог сосчитать, сколько подвесок на плече у королевы) законодательно ограничил ввоз импортного кружева.

Французы подумали и нашли красивый выход: нельзя итальянское кружево — ввезем итальянских мастеров вместе с их секретами.

Случилось это уже при сыне Людовика XIII — Людовике XIV (которого мы тоже неплохо знаем по романам Дюма). Тридцать венецианских и двести фландрских кружевниц выписал во Францию министр финансов Кольбер и, приставив к ним местных учениц, создал первую королевскую мануфактуру для производства знаменитого впоследствии алансонского кружева.

Вскоре венецианцы спохватились и отозвали мастериц, но было поздно — акт промышленного шпионажа удался, и Кольбер сумел предъявить королю французское кружево, не уступавшее привозному. Король-Солнце качеством восхитился, но ждать, пока и другие его оценят, не стал, а просто запретил появлялся при дворе в кружеве не французского производства.

И надо сказать, только «не носить при дворе» было мягким решением. В Англии тем временем сохранялся полный запрет на ввоз фламандского кружева, так что купцы везли его контрабандой и выдавали за английское.

История возникновения кружеваА в Испании король Филипп III просто запретил носить кружева. Вы можете себе представить гранда с картины Веласкеса без кружевного воротника? Хотя, лишая тогдашнюю знать права на кружево, у нее отнимали не только воротник и манжеты, но и оторочки панталон, раструбов перчаток и отворотов сапог, вееров, женских вуалей и накидок, постельных балдахинов и даже обивки особо щегольских экипажей.

Кстати, кружево, которое производилось в самой суровой Испании, ценилось меньше венецианского или валансьенского, но тоже имело своих поклонников. Особым спросом пользовался цветной «филигранный гипюр», который плели, сочетая с шелком золотые и серебряные нити.

А как с кружевом обстояло дело на Руси?

С популярным в Европе «шитым» — практически никак. Зато с плетеным на коклюшках — великолепно. Достаточно посмотреть насколько разнообразны были виды кружев: «в кружки, колесчатое, немецкое зубчатое, немецкое золотое с полосами коваными, низано жемчугом в шахматы, сожено (унизано) жемчугом, с узором мелкотравным, с кустиками, с деревцами, с кораблями…» В России, богатой льном и речным жемчугом, роскошные кружевные уборы могли себе позволить даже крестьянки.

Прощается, но не уходит

За несколько веков своей истории кружево претерпело множество изменений, в моду входили сложные сюжеты с библейскими сценами и уходили в прошлое, кружевные полотна заполняли пышные рокайльные гирлянды и сменялись невесомым — полем в мушках и бабочках.

А потом случился технический прогресс XIX и XX веков, и кружево стало доступно за скромные деньги и в любых количествах — какой угодно ширины, какого угодно цвета, легко стирающееся и отлично гладящееся, бесконечно разнообразное по рисункам — и проигрывающее ручному, как механический соловей — живому.

В 1958 году закрылся Колледж мастеров кружевоплетения в Брюгге — знаменитые фламандские кружева не находили достаточного спроса.

А всего через четырнадцать лет жители Брюгге решили, что песни механического соловья недостаточно хороши, — и открыли Центр кружев. Старое мастерство возрождалось, так же, как ручное ткачество, золотое шитье или искусство каллиграфии. Кстати, вы заметили — это невозможно не заметить, — в моду вновь вошли юбки в этностиле — широкие и длинные, каждый ярус отделан каймой льняного кружева, и богатое зубчатое кружево — по подолу.

  • Елецкое кружево
  • История ирландского кружева

Предыдущая статья: Подарки с историей на Новый Год Следующая статья: Как создать гармонию в интерьере?


Источник: http://ladyso.ru/moda/aksessuary/istoriya-kruzheva.html


Закрыть ... [X]

Кружевная история. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис - Свадебные платья из французского кружева



История и виды кружев История и виды кружев История и виды кружев История и виды кружев История и виды кружев История и виды кружев История и виды кружев История и виды кружев История и виды кружев История и виды кружев