Лесное чудо поделка

http://7info.ru/news/accents/lesnoe_chudo/ Акценты 07.07.2015 07:58  2083
‹ ›

Один из символов Рязани – «грибы с глазами». Другой – «мужик косопузый», плотник с топором за поясом, отправлявшийся строить деревянные дома, ладить храмы, украшать городские и деревенские дома плотной, как лесная чаща, и столь же загадочной резьбой иногда за тридевять земель. Исторический факт, что «рязанцы косопузые» возводили некоторые строения за день, «обыденкой», отражён в рязанской фамилии Обыдёнкин. 

Деревообработке, как одному из древнейших рязанских ремёсел, посвящён необычный музей, расположенный в Мещёре – в деревне Лункино Клепиковского района Рязанской области.

 

Добрая слава бежит

 

На сайтах и «Мещёрский музей деревянного зодчества» (официальное название этого объекта, который неофициально так и тянет назвать «лесным чудом» или «сказочным царством») представлен и разрекламирован. Но, оказывается, едва ли не лучше, чем жители Рязанского края, об этой диковинке осведомлены за его пределами. Онлайн-гид предлагает посетить музей в Мещёре, а сайт собрал коллекцию отзывов тех, кто уже побывал в нём. Отзывы сплошь восторженные. А я, можно смеяться, узнала о существовании мещёрского чуда света из «Лизы». Надо бы нашим людям быть менее скромными, когда дело касается собственной гордости!.. Но радует то, что информация расходится, опровергая пословицу: «Добрая слава лежит, а худая бежит». Добрая слава тоже бежит: в летний сезон музей деревянного зодчества работает без выходных, круглую неделю до 20.00, чтобы принять побольше желающих, а площадка для автомобилей перед музейной территорией никогда не пустует. Осенью и зимой работники музея позволяют себе один выходной – в понедельник, согласно всемирному правилу музеев.

 

Из леса в сказку

 

Вход в Мещёрский музей деревянного зодчества похож на ворота крепости из русской сказки. Чтобы сходство не пропадало даром, над воротами написано славянской вязью: «Лесная крепость». Правда, «крепость» тут для красного словца – ворота всё время гостеприимно распахнуты. В них «вбегает» торная, натоптанная множеством ног дорожка. Ступаешь по ней – и в голове невольно начинают звучать пушкинские строки:

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей.

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

В невиданных существах недостатка на этом пути нет – встречают гостей и женщина-птица, и старичок-лесовичок, и банный дух. На каждой деревянной фигуре бумажная табличка с именем-фамилией мастера, местом его проживания и названием работы. В Мещёрском музее деревянного зодчества находятся работы, либо купленные у мастеров, либо подаренные ими. К слову, «география» городов, где живут древорезы, сотрудничающие с мещёрским музеем, исключительно широка – вся европейская часть России, Урал и Сибирь. В профессиональной среде этот музей хорошо известен и уважаем. В нём уже несколько лет подряд проводятся открытые фестивали по садово-парковой скульптуре с мастер-классами, «гвоздём» которых становится изготовление мастерами статуй на глазах зрителей. Лучшие работы остаются музею. С 15 по 25 июля 2015 года фестиваль состоится в юбилейный пятый раз.

Вскоре любопытному глазу открываются и избушки. Правда, без курьих ножек, но как знать – вдруг вскоре какой-нибудь умелец и жилище Бабы Яги подарит музею?.. Больших домиков на поляне, «населённой» сказочными обитателями, два: в одном располагаются двенадцать залов музея, в другом касса, сувенирная лавочка и ещё два зала. Несколько домиков поменьше – служебные помещения и кафе под открытым небом. Трапеза на свежем воздухе – одна из услуг музея, блюда для неё здесь приготовят, но заказывать надо заранее.

Маленькая постройка, около которой «зависают» дети и взрослые – домик декоративных кроликов. На нём висит строгая надпись, что животных просят не кормить, но, судя по тому, как пушистые зверята бегут к решётке, лишь только к домику приближается человек, никто не может удержаться от угощения малышей. Мы тоже не выдержали и скормили кроликам пучок экологически чистой травки.

 

«Почётный гражданин Клепиковского района»

 

Экскурсию нам проводила Надежда Николаевна Ганюшкина, исполнительный директор Мещёрского музея деревянного зодчества. Надежда Николаевна работает в музее более пяти лет, но каждая экскурсия, заметно, увлекает её не меньше, чем посетителей, впервые оказавшихся здесь. Всего залов 14. У них тематические названия, соответствующие экспозициям.

Первый зал я бы назвала залом памяти Владимира Павловича Грошева, автора идеи и основателя этого частного музея, теперь носящего его имя и принадлежащего наследникам. При входе устроен стенд в честь Грошева: алое полотнище «Почётный гражданин Клепиковского района», грамоты и благодарности, фотография Грошева и деревянное изображение крепко сбитого человека с добродушным лицом и наставительно воздетым указательным пальцем.

(1940 – 2009) – доктор экономических наук, профессор, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель совета директоров целого ряда банков, промышленных предприятий, президент Некоммерческого благотворительного фонда «Кадры реформы», ректор ведущего экономического вуза страны «Плехановки», создатель международных школ бизнеса, теоретик вывода экономики из кризиса – список его должностей и заслуг можно продолжать бесконечно. Владимира Павловича Грошева за его дела глобального масштаба уважала вся страна. А в тихом мещёрском уголке его ценят, прежде всего, как мецената и благотворителя, по чьей инициативе была создана Межрегиональная школа мастеров, обучающая молодых людей старинному прекрасному ремеслу древореза, и Мещёрский музей деревянного зодчества. Владимир Павлович Грошев был родом из Оренбуржья, однако проникся искусством «рязанцев косопузых» и сделал всё, чтобы древние традиции этого дела не погибли. Меценат полюбил мещёрский уголок так, что завещал себя похоронить здесь – и сейчас он покоится на сельском кладбище неподалёку от музея.

Обзорный каталог музея цитирует фразу из интервью Грошева: «Школа и музей – один из самых важных и интересных путей высокотехнологического производства, а вовсе не хобби, как многие думают». Некогда школ было несколько: в Рязани, Касимове, Шилове, Коврове Владимирской области и Спас-Клепиках. Теперь осталась одна: в Спас-Клепиках.

 

«Город мастеров»

 

Действительно, занятия в Межрегиональной школе мастеров дают ученикам, особенно ребятам, больше, чем хобби – профессию. Пятнадцать лет существует школа мастеров и больше десяти лет – музей. В нём в обязательном порядке собираются работы учащихся и выпускников школы. Изготовить поделку для музея – своего рода экзамен для учеников: достоин ли становиться мастером, или походит пока в подмастерьях. В этом обычае делом подтверждать своё мастерство есть что-то от устава средневековых ремесленных гильдий: ученика принимали в гильдию, когда он приносил на суд старших товарищей собственноручно изготовленный «шедевр» – образец той вещи, на чём специализировалась гильдия. Правило «подари шедевр музею» соблюдается неукоснительно, потому год от года залы с новыми поступлениями от школы множатся. На сегодня, к примеру, в школе около 25 учеников. Значит, 25 статуэток, композиций и панно музей принял или готовится принять. Экспонатов в музее уже более 3,5 тысяч.

За 15 лет многие ученики Межрегиональной школы мастеров стали профессиональными резчиками по дереву, а некоторые даже скульпторами. Надежда Николаевна объяснила разницу: резчик работает только с деревом (преимущественно с липой, у неё самая мягкая эластичная древесина, но есть носители высокого умения работать с твёрдыми породами, такими, как клён, бук, груша), а скульптор – и с камнем. Кое-кто из выпускников школы сам сделался её преподавателем – например, Александр Чапаев, мастер лозоплетения, тоже старинного промысла рязанцев. Он изготовил из бесчисленного множества прутиков «Карету для Золушки» такого размера, что в неё, пожалуй, усядется маленькая девочка. Волшебство создания кареты заняло 8 месяцев.

Лозоплетение попало в один зал (№ 6) с росписью по дереву, такие работы выставила, к примеру, Татьяна Щипатова из Касимова. В Касимове изготовление деревянной, вручную расписанной посуды поставлено на поток, в прошлом тысячелетии я посещала фабрику, где делали нашу собственную «хохлому». 

Фантазия пацанов-деревообделочников поистине не знает границ: в экспозиции соседствуют абстрактные фигуры, персонажи сказок и даже фантастических эпопей с героями сельского быта – охотниками, рыбаками, сеятелями, и, конечно, добрыми животными и насекомыми. Без медведей, зайчиков, белочек, кузнечиков, стрекоз, ворон Мещёра не Мещёра. Но вот пингвин – явно птица не местная. Где его увидел юный лозоплёт?.. Меланхоличный пингвин с рыбкой в клюве притягивает внимание, как самая крупная и неожиданная работа в зале лозы.

Кстати, в школе мастеров учатся и девочки. Их «отчётные» работы – оригинальная версия дамского рукоделия: рисунки на спилах деревьев, и зимние пейзажи, и весенние сады, и задумчивый Сергей Есенин возле берёзки.

 

Из зала в зал

 

В залах музея, разумеется, находится место и творениям взрослых, состоявшихся мастеров: В.П. Кохана, П.В. Иванова, М.В. Андреева, М.Д. Ильяева, В.Н. Насырова, Ю.А. Алимова, Г.Н. Нагейкина. Геннадий Нагейкин – преподаватель Межрегиональной школы мастеров в Спас-Клепиках. В школе учится и его сын; возможно, рождается трудовая и художественная династия? Добродушного наставника молодёжи Грошева изваял из дерева Юрий Алимов, специалист по изваяниям людей. Говорят, большинство деревянных человечков похожи на своего создателя. Но Грошев похож на себя!

В отдельный зал (по нумерации - № 2) собраны «философские работы»: изваяния и композиции, над которыми нужно подумать. «Прищепка» символизирует женскую долю, желание быть «пристёгнутой» к кому-то. «Узел» – трудную жизненную ситуацию, он несложный, чтобы никто никогда не сомневался: выход есть! Очень интересна композиция «Вождям посвящается», в которой можно увидеть и сытую физиономию с огромными щеками, и отпечаток противоположного места.

Зал № 3 отдаёт должное богатству флоры и фауны Мещёры. Здесь мирно, как в Ноевом ковчеге, толпятся кабаны, лоси, лисицы, ёжики, мыши, караси, бабочки, ласточки и прочие братья наши меньшие. Но всё их изобилие неполно без властителя зала № 7, который так и называется «Хозяин Мещёры». Кто это, попробуйте угадать? Сохатый? Медведь? Как бы не так! Комар! Устрашающе натуралистичная скульптура Комара (автор Александр Ноздрин) в миллион натуральных ростов – смысловой центр зала. За ним на стене огромное панно Юрия Алимова «Рязанская губерния» с движущимися деталями, отражающими сельскую жизнь: мельница крутится, старики пилят дрова, старуха прядёт. Тут же висит на стене телефон в резном деревянном корпусе. Кажется, что это очередная «игрушка», но Надежда Николаевна продемонстрировала нам, что телефон рабочий, с него можно позвонить в любой город мира.

Зал № 4 зовётся «Зал корнепластики», или «Зал единения природы и мастера» – в нём собраны нерукотворные чудеса, причуды природы, которые для художественного совершенства остаётся лишь чуть-чуть подправить. Просто кладезь для корнепластики – кап, древесный нарост, по сути, паразит на теле дерева. Он принимает такие причудливые формы, что не всякому ваятелю в голову придут. Пятнадцатилетний (!) Виктор Кравченко сумел усмотреть в наплывах и узорах капа забавную морду смышлёной обезьяны и вдохновенное лицо девушки, которое назвал «Юность». В зале № 5 экспозиция для детей. Здесь собраны любимые сказочные герои, и многие из них созданы руками детей, победителей творческого конкурса «Мир сказки». 8-й зал – экспозиция зарубежных мастеров, в основном это дары меценатов музею. Здесь представлен весь мир: Индия, Индонезия, Африка, Таиланд, Япония и другие страны.

9-й  и дальше – залы персональных выставок. 10-й – личный зал мастера Валерия Насырова. Он работает с твёрдым деревом. Его излюбленная технология – инкрустация вещей (столов, чаш, светильников) можжевеловыми спилами. Сохраняется даже терпкий аромат можжевелового дерева. В зале № 12 собраны впечатляющие работы народного художника России, москвича Виктора Бахарева. Это объёмные макеты «Деревянная Москва» – реконструкция родного города мастера времён примерно Юрия Долгорукого, «Наша древняя столица» – панно Москвы эпохи Ивана Грозного и «Кижи» – макета самого известного российского музея деревянного зодчества. Все эти работы проданы или подарены музею и стали навсегда достоянием рязанской земли.  

И, наконец, завершающий зал Мещёрского музея деревянного зодчества – зал «Старинного быта Мещёры», отстоящий от основного музейного комплекса. С ним нас познакомила сотрудница музея Мария Александровна Блохина. В специально построенный «павильон», имитирующий дореволюционный крестьянский дом, типичный для Тумского уезда (даже с настоящим наличником!), свезены предметы крестьянского обихода, облегчавшие ежедневный труд наших предков. Здесь деревянные жернова, прялки, гребни для шерсти, полный набор лошадиной упряжи, льномялка со снопами льна, лоскутное одеяло, наволочка с кружевным узором, ступа, которой позавидовала бы Баба Яга, корыто, на которое, напротив, не польстилась бы жадная старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», и самый невероятный экспонат – соковыжималка доэлектрического века. Соковыжималка по габаритам больше походит на плуг, но Мария Блохина подтвердила: это именно соковыжималка! И показала, как эта штука работала. На «фреш» ей требовался, наверное, пуд яблок…

Все экспонаты зала крестьянского быта – аутентичные. За исключением печи, сделанной из гипсокартона, но почти как настоящей, и стен: как уже говорилось, зал строился специально под эту экспозицию вместе со всем музеем. Вещей в нём могло бы быть и больше, призналась Мария Блохина: многие сельчане повыбрасывали бабкино «наследство», а когда узнали о формировании музея, расстроились, что уже передавать туда нечего.

Музеи, собственно, создаются как противоядие от психологии «Иванов, не помнящих родства». Верится, что Мещёрский музей деревянного зодчества убережёт от забвения и древнее искусство пращуров, и доброе дело современного мецената Владимира Павловича Грошева.

По примеру благотворителей минувших веков, Грошев поставил на территории музея храм во имя святого равноапостольного князя Владимира и святой мученицы Маргариты (Маргарита Прокофьевна – супруга Владимира Павловича). Этот маленький аккуратный храм с невысокой, но «певучей» колоколенкой с двумя колоколами исполняет роль школьного храма. По субботам туда на службу приезжает батюшка. Но зайти в церковь может любой гость музея в любое время – поставить свечки, помолиться, просто постоять в тишине и почувствовать, как возрождается безвозвратно, казалось бы, ушедшее прошлое…

Елена Сафронова

Комментарии

Комментарий успешно добавлен

Ошибка при добавлении комментария

RE: []

Будьте первым, кто оставит комментарий


Источник: http://7info.ru/news/accents/lesnoe_chudo/



Поделки из шишек, листьев, семян, соломки (вторая часть) - Схему вязания спицами пупса



Лесное чудо поделка Лесное чудо поделка Лесное чудо поделка Лесное чудо поделка Лесное чудо поделка Лесное чудо поделка Лесное чудо поделка