Оригами исследование

Одним из результатов развития науки XX века явилось представление о формах организации материи, связанных со способностью к самоструктурированию. Выбор пути развития человечества предопределён эволюционированием сознания человека как самоорганизующейся материи. Ориентация стратегии развития на механизм самоуправления, ведущий человека к наиболее полному раскрытию своей индивидуальности в непрерывном развитии, является оптимальным решением, что указывает на приоритетность в образовательном процессе самоорганизации, объединяющей многие аспекты бытия человека, и определяет подход к исследованию развития, оптимизирующий развитие как восхождение с учетом связи реального и идеального.

За признанием силы резонансного (неспецифического, точно выверенного, направленного) воздействия следует рефлексивная парадигма, в которой условием эволюционного развития является рефлексивная мысль, синтезирующая эмоциональные, физические, психические составляющие тонкого качества, - особо важные компоненты в энергоинформационном взаимодействии человека с миром. Богатыми потенциальными возможностями в области воспитания обладает научная мысль, способная выступить в качестве самоорганизующей основы, включающей владение научным методом, опыт творческой деятельности и опыт самореализации со способностью к моделированию, планированию, рефлексии.

Воспитание творческого мышления выпускника общеобразовательного учреждения требует создания условий для саморазвития. Непрерывное саморазвитие личности происходит на основе внутреннего структурообразования, условием чего являются целостные формы психической жизни, не достижимые в варианте реализации развития на основе подхода к ребёнку как существу чрезмерно рациональному.

Методология науки утверждает изоморфизм образования и "культуротворчества" (В.В. Краевский, В.Т. Кудрявцев, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), на практике же слабая связь содержания образования с самоорганизацией сводит развитие к предметно-когнитивному опыту. Дефицит развития преодолевается в образовательных технологиях, которые инициируют самоорганизацию ребёнка в среде с полнотой жизни, требуют особого подхода к моделированию внешней деятельности детей для управления их познанием. В результате процессов гуманизации науки повысилось внимание педагогов к оригами (конструированию из цельного листа бумаги путем его перегибаний и пространственных преобразований), способному выступить основой для создания локальной межпредметной образовательной среды, удовлетворяющей требованию целостности. Оригами, относимое традиционно к средствам пластического искусства, было представлено в педагогической практике фрагментарно (как правило, в содержании предметов художественно-эстетического цикла) вплоть до 90-х годов ушедшего века. Разрешение противоречия между традиционным подходом к применению оригами в учебном процессе и его потенциальными возможностями в области обучения-воспитания ведёт к поиску научных средств для формирования знания об оригами как средстве развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста.

Сложность познаваемой психической структуры привела к множеству аспектов изучения проблемы развития. В истории образования тема развития непреходяща, и существует много разных подходов к способу её решения. Есть представление об отдельных сторонах развития, но целостного представления о сущности развития ребенка и путях раскрытия не реализованных потенциальных возможностей учебно-воспитательного процесса в педагогической практике не сформировано. Слабая конкретизация стратегии воспитания (Ю.К. Бабанский) при обилии методов, наличии ряда "центробежных" тенденций в обществе и образовании оставляет педагогов практически "безоружными" перед реальностью (Г.Д. Глейзер). Предпосылки для концептуального осмысления развития созданы в современном процессе интеграции общенаучных знаний на гуманитарной основе.

Персонифицированность процесса учения детьми детерминирует подход к способу решения проблемы развития. Гуманизм подхода утвердился в результате развития идей Л.С.Выготского применительно к деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Н.Ф. Талызина и др.): с 90-х годов развивающее обучение альтернтивно традиционной системе, сводящей ребёнка к спектру познавательных функций. Принцип субъектности ориентирует методические системы на психологические механизмы саморегуляции, на основе которых информация осваивается как культура посредством деятельного воспроизводения целостного мира, что требует оптимума содержания образования (Г.В. Дорофеев, Б.С. Гершунский и др.), соотнесённого с ситуативными образовательными потребностями детей, связи обучения с жизненной практикой школьников (Б.Т. Лихачёв).

Вариативны системы развивающего обучения (И.С. Якиманской, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М.А. Холодной и др.), инвариантом является безграничность развития, детерминирующая поисковую деятельность учителя, ориентирующая его на собственное субъектное становление в образовательном процессе, готовность к пересмотру содержания состояний своего сознания. Вне учёта механизмов саморазвития на этом пути возможны ограничения, "характерно-тревожные аспекты" (В.Я. Синенко, 1999) которых ведут к ослаблению воспитательной функции школы (Вестник Образования России, 2002), усугубляя неблагополучие в обществе.

Исследование нацелено на разрешение ряда противоречий между различными парами явлений педагогической теории и практики:

-целесообразностью применения оригами в качестве средства развития детей и недостаточно раскрытыми основаниями его применения;

- чрезмерной вербализацией практики, подавляющей развитие ребёнка, особенно в младшем возрасте, и мало востребованными развивающими возможностями знаковых средств;

- потребностями общества, личности в развитии самоорганизующего начала человека и ограниченными возможностями для реализации этого заказа;

- научной информированностью и развитостью.

Таким образом, учитывая задачи образования на современном этапе, необходимо в подходе к ребёнку, особенно в начальной школе, усилить позиции принципа природосообразности. Уровень психической готовности детей к обучению в школе всё ниже. К третьему классу у детей снижается общая мотивация учения (C.JL Рубинштейн и др.). Условием оптимизации процесса развития в обучении - воспитании является подготовка учебного материала к восприятию детей и ориентация педагога на пополнение субъектного опыта детей таким содержанием, которое предусматривает их способность к образовательному самодвижению. Снять противостояние культуросообразности (условия соблюдения высокого уровня подготовки выпускника) и природосообразности (условия гармоничного развития ребёнка как природного начала) можно в условиях природосообразного развития с претворением культуротворческой функции детства. Решение задачи по согласованию цели образования и методов обращает внимание исследователя на оригами как вариант развития ребёнка в учебно-воспитательном процессе школы.

При оценке актуальности темы исследования, исходя из сказанного, необходимо отметить:

- смену мыслительных парадигм (переход от техногенной парадигмы к рефлексивной) и универсальность акмеологического подхода к проблеме развития, продуктивность синергетики в педагогическом проектировании;

- популярность развивающих методик, методов развивающего обучения;

- актуализацию в развитии ряда аспектов формирования, имеющих отношение к самоорганизации (самоосознание, самосохранение, профессиональный рост, самоструктурирование хаоса)/

Отход от жёстких позиций рационального знания, произошедший в постиндустриальном обществе, актуализирует в процессе ментального синтеза различные типы мышления, соответствующие специфическим видам деятельности, сформированным в русле народной культуры. Одним из таких видов деятельности синтетического типа является оригами.

Таким образом, к развитию необходим синтетический подход, а к выявлению возможностей оригами как фактора самоорганизации -исторический. Это и обусловило актуальность выбранной нами темы исследования: "Оригами как средство развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста".

Проблема исследования: поиск путей снятия противоречия между потребностью в самоорганизации ребенка и дефицитом нужной для этого среды.

Цель исследования: выявить оригами исследование педагогические условия, пути применения оригами для развития личности ребенка в процессе обучения - воспитания.

Объект исследования: процесс развития ребенка.

Предмет исследования: пути использования оригами в целях самоорганизации ребёнка как ведущего фактора развития.

Гипотеза исследования. Эффективность процесса обучения и воспитания детей в детском саду и младшей школе повышается, если развивающую среду определяют:

- целостный подход к развитию с опорой на технологичность мыслительного процесса, активизацию сенсомоторной, чувственно-эмоциональной сторон познания в практике оригами;

- усиление сопряжения оригами с математикой, повышение приоритетности оперирования содержанием пространственного мышления;

- активизация рефлексивных процессов сознания в процессе восстановления знания из межпредметной среды оригами;

- педагогические ситуации, вскрывающие с помощью оригами ресурсы детей;

- педагогически обоснованное общение по поводу оригами, побуждающее к самоорганизации, создающее условия для эволюционирования субстрата мысли на основе самодвижения, симметрии, корреляции с практикой, природ осообразности.

Задачи исследования:

1. Провести анализ источников развития и состояния теории и практики применительно к развитию ребенка в начальной школе, педагогический анализ оригами.

2. Выявить основания, средства и условия использования оригами для развития детей применительно к младшей школе и дошкольному возрасту. Разработать модель развития ребёнка средствами оригами.

3. Описать функции, спроектировать технологию, создать методические рекомендации по развитию ребенка средствами оригами, экспериментально апробировать их в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

4. Обосновать целесообразность применения оригами, включая проверку эффективности, в целях оптимизации обучения и воспитания в средней школе.

Цель исследования достигалась на базе следующей принятой концепции.

1. Развитие ребенка в среде оригами ведёт к формированию синергетического стиля мышления - опоры в постижении мира на основе изоморфизма, устойчивого стремления к познанию.

2. Снизить дефицит развития в обучении можно средствами оригами, сопровождая процесс обучения моделью развития, синтезирующей различные аспекты творческого самораскрытия детей. Синергетический подход выявляет сущность проблем обучения - воспитания в отсутствии условий и средств для организации сопровождения процесса целостного развития индивидуальности в начальной школе.

3. Один из путей применения оригами - усиление развития ориентацией на добывание, конструирование, видоизменение сенсорно обогащенной информации, исследование геометрии в движении, где актуализируются скрытые ресурсы психики ребенка.

Методологической основой исследования явились:

- основные теоретические положения по проблеме развития мышления ребёнка А.В. Запорожец, А.З. Зак, А.В. Захарова, A.M. Матюшкин,

A.К. Маркова, Н.В. Кузьмина и др.);

- система факторов развития мысли (история и философия науки) -(Платон, В. Гейзенберг, А. Пуанкаре, В.И. Вернадский, Э. Фромм и др.);

-основные направления развития содержания образования (А.В. Петровский, Б.М. Бим-Бад, B.C. Леднев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.);

- основы технологий обучения (Н.А. Алексеев, В.П. Беспалько, И.С. Якиманская и др.);

- отечественная психология мышления (И.М. Сеченов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);

-целостный подход к человеку (B.C. Соловьев, Э. Фромм, B.C. Ильин и др-);

- динамика эволюционных процессов (Т.Я. Дубнищева, Г. Хакен и др.);

- фундаментальные принципы современного научного познания: симметрии (Г. Вейль, Е. Вигнер, В.И. Вернадский), - самодвижения (Аристотель, В.Н. Лисин, И.Н. Яницкий, В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский); -единства, системности, развития (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, Я.А. Пономарев, В.Я. Синенко и др.); - дополнительности (Н. Бор, B.C. Библер); -единства сознания и деятельности, внутренней и внешней деятельности (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко); -когнитивного структурного опосредования развития (Д.Б. Богоявленская);

- положения о диалогичности общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер), о динамике мыслительных процессов (П.Н. Зинченко, В.П. Зинченко, М.В. Осорина, М.А. Холодная и др.);

- теория установки (А.Г. Асмолов, Д.Н. Узнадзе и др.);

- акмеологический подход к развитию (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев и др.); -методологические принципы рефлексивного мышления (Н.Г. Алексеев,

B.В. Давыдов, И.С. Ладенко, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов);

- мировоззренческие основы математики (О. Шпенглер, В.И. Вернадский, А. Пуанкаре, В. Гейзенберг, Н.Н. Моисеев, А.Н. Колмогоров, Б.В. Гнеденко, др-);

- развитие системы общего математического образования: - концепция развития (Г.Д. Глейзер, Б.В. Гнеденко, Г.В. Дорофеев, А.В. Гладкий); -оптимизация обучения (Ю.К. Бабанский, Б.П. Эрдниев, Г.И. Саранцев и др.).

Основные научные результаты соискателя, их научная новизна:

1. Разработана модель развития ребенка в творческой среде оригами на основе согласованного влияния основных линий развития (математики, рефлексии, творчества), целостного подхода к повышению степени самоорганизованности ребёнка, опирающейся на объединённые психофизиологические комплексы; общения, нацеленного на самоактуализацию субъекта развития.

2. Выявлены пути реализации развивающей функции оригами:

- создание среды с условиями для самоорганизации (персонификация детьми, повышение приоритетности новообразования перед функцией, полнота "проживания");

- активизация периферийных процессов сознания;

- самоорганизация педагога;

- применение оригами в становлении предметных методик.

3. Развитие в среде оригами определено как способствующее самоорганизации детей средствами:

- многостороннего образа, усиленного функциями сенсомоторной системы, активизирующего субъекта творчества;

- объективации в практике намерений, подкреплённых трудовыми усилиями;

- повышения функции самодиалога;

- установления соответствия обретаемого субъектного опыта узловым характеристикам модели развития ребёнка - наличия опоры в развитии на принципы самодвижения и симметрии, на согласованное действие основных и линий развития, формирование познавательной доминанты; активизацию периферийных процессов сознания.

Теоретическая значимость исследования.

1). Уточнено понятие самоорганизации детей средствами оригами.

2). Уточнена система понятий, освещающих условия для самоструктурирования (технологичность процесса мышления, внутреннее-внешнее, периферические и рефлексивные процессы сознания, функции рефлексии, педагогически обоснованное взаимодействие), что позволило утвердить в педагогическом управлении понятие "резонансное взаимодействие педагога и ребёнка".

3). Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем рассмотрении процесса развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования.

1. Разработаны, опубликованы и внедрены учебно-методические пособия по различным аспектам использования оригами в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Результаты исследования могут использоваться в работе воспитателей детских садов, учителей начальных классов, при обучении будущих педагогов в ВУЗ-ах, а также в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективность психолого - педагогической работы с младшими школьниками повышается в результате применения модели самоорганизации ребёнка средствами оригами.

2. Развитие ребёнка средствами оригами реализуется в следующих обстоятельствах:

- материал организован для самодвижения, эмпатии, циклической трансляции;

- методы обучения-воспитания активизируют самодвижение на основе учёта системности психики образным, сенсорным обогащением материала;

- свобода в самореализации обеспечивается индивидуальным подходом.

3. Развитие посредством оригами берёт начало от индивидуальности ребёнка, мотивируется и побуждается педагогом к самоорганизации на основе творчества, научного мышления, рефлексии; опирается на нравственную основу человека.

4. Технология включения оригами в процесс обучения и воспитания ребенка в школе строится на основе технологичности мышления, актуализирует недискурсивную форму культуротворческой рефлексии в процессе освоения конструктивного геометрического опыта. Для продуктивного становления ребёнка нужна открытая развивающая среда.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования были изложены в докладах на научно-практических конференциях: международных (Новосибирск, 1999, 2003), межвузовской (Москва, исследование 2004); российских (Санкт-Петербург, 1997), (Красноярск, 2004), (Омск, 2003), (Новосибирск, 2004); республиканской (Павлодар, 1999), межрегиональной (Новосибирск, 1998), региональных: (Новосибирск, 1997, 1998, 2000); Сибирских (Омск, 1997, 2001, 2002, 2003, 2004), областной (Новосибирск, 1997); на региональном конкурсе "Образовательные модели в специальном образовании" (Новосибирск, 2001), областных конкурсах педагогов дополнительного образования (Новосибирск, 1999), программ дополнительного образования (Новосибирск, 2004), на региональных курсах переподготовки и повышения квалификации педагогов трудового обучения и специалистов-дефектологов (1997,1998), на семинарах методического объединения педагогов трудового обучения Новосибирского района (1996), заседаниях кафедры искусства Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, в работе секций кафедры на конференциях (1996-1997).

Достоверность и обоснованность результатов обеспечены опорой на методологию синергетики, комплексом методик, адекватных целям и задачам исследования, использованием качественных и количественных методов анализа результатов, статистической значимостью экспериментальных данных.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, приложения, списка литературы из 191 названия, включает 7 таблиц, 21 схему,

13 рисунков, 9 диаграмм.

Основное содержание работы. Во введении обоснована актуальность темы, изложены основные положения (объект, предмет, цель, проблема, задачи, гипотеза) и результаты исследования.

Основное содержание работы. Во введении обоснована актуальность темы, изложены основные положения (объект, предмет, цель, проблема, задачи, гипотеза) и результаты.

Первая глава «Теоретико-методологические основы оригами как средства развития» посвящена философским, историко-методологическим, культурологическим, естественнонаучным, психолого-акмеологическим аспектам изучения проблемы развития (анализу содержания структур мышления, понятий, возможностей развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей) и применению оригами в целях самоорганизации ребенка.

Глава вторая «Педагогические условия использования оригами в учебно-воспитательном процессе» обобщает теоретические и практические наработки автора, которые можно рассматривать как комплекс методологических, методических и дидактических условий для моделирования рефлексивной развивающей среды. Одно из противоречий современного положения оригами - рассогласование потенциальных возможностей применения оригами в процессе обучения-воспитания и их востребования. Педагогические возможности оригами изучены недостаточно, практически отсутствуют научные публикации по оригами. Реальная постановка задач развития требует исследования педагогических условий для реализации возможностей оригами в целях развития ребёнка.

Технологическая разработка процесса развития опирается на изложенную в первой главе модель формирования мысли, выявленные генеральные линии развития, выводы первой главы. В главе обсуждаются результаты экспериментального исследования эффективности использования оригами в учебно-воспитательном процессе. Приложение содержит таблицы, наработки по применению оригами в предметных методиках, конкретизирует ряд технологических моментов второй главы.


Источник: http://www.dissercat.com/content/origami-kak-sredstvo-razvitiya-rebenka-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta


Закрыть ... [X]

NASA представило робота-оригами : Гаджеты : Объекты : РБК - Крема в домашних условиях для проблемной кожи лица



Оригами исследование Оригами исследование Оригами исследование Оригами исследование Оригами исследование Оригами исследование Оригами исследование