Сочинение рассуждение функции абзаца тесно связаны

сочинение рассуждение функции абзаца тесно связаны

У р о к  1. Функции русского языка в современном мире

Цель урока: закрепить понятия учеников об основных функциях русского языка, его месте в группе восточнославянских языков, его значении как государственного языка и одного из мировых языков.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, составление плана, выразительное чтение.

Х о д   функции у р о к а

I. Организационные вопросы.

Поздравление с началом учебного года, перекличка; знакомство с общей структурой курса 8 класса: 3 урока в неделю.

II. Знакомство с учебником.

1. Слово учителя

Программа по русскому языку в 8 и 9 классах включает одну большую тему - «Синтаксис и пунктуация». В этом году мы будем заниматься синтаксисом словосочетаний и простых предложений, а в следующем, выпускном в общеобразовательной школе, - синтаксисом сложных предложений. Так мы подходим от изучения наименьшей единицы языка – фонемы к изучению самой крупной единицы языка – текста.

Для уроков нам, прежде всего, необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратим внимание на форзацы, на условные обозначения (с. 2), на оглавление: бегло определим, что нам предстоит изучить за год. Особо остановимся на приложениях, в которых содержатся подсказки: как делать различные виды лингвистического разбора, как правильно писать и произносить слова (словарики).

2. Вопросы и задания

Кто авторы учебника? Какие фамилии в приложении «Условные сокращения» вам знакомы, какие вы встретили впервые?

Опережающее задание. Попробуйте при выполнении упражнения определить названия произведений, откуда взят тот или иной пример: некоторые наверняка вам известны. (Возможно поощрение: за несколько правильных ответов – хорошая оценка).

III. Лекция с элементами беседы о функциях русского языка в современном мире.

1. Слово учителя

Тему нашего первого урока – на доске. Запишите ее в тетради.

Язык – живое, развивающееся явление. Как всё в мире, языки рождаются, и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. Классическим примером может служить жизнь древнегреческого и латинского языков. Они считаются «мертвыми», потому что на них не говорят современные люди. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки; латынь, например, стала языком науки, большая часть новейшей терминологии основана на древнегреческом и латыни. Далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить названия школьных дисциплин (литература, математика, физика, химия, биология, география...) или предметов, окружающих нас в повседневной жизни (телефон, телевизор, радио, велосипед, автомобиль, компьютер, монитор, мобильник, тетрадь... )

        Это не значит, что русский язык такой несамостоятельный. Это значит, что он восприимчивый, гибкий, что он способен впитывать опыт других стран и народов, что он развивает традиции культуры. Получается, что с помощью языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми, которые жили до нас за тысячи лет, с людьми, которые живут сейчас за тысячи километров.

        2. Вопросы для обсуждения:

        - Что может язык?

        - Для чего он нужен?

        - Каковы его функции?

        З. Прочитаем статью учебника (с. З).

        4. Комментарий учителя и задание для обсуждения.

        Здесь названы две ocнoвныe функции языка: быть средством общения и средством выражения мыслей и чувств. Эти функции тесно взаимосвязаны. Попробуйте определить, какая из этих функций главная, какая возникла раньше другой? Приведите доводы, аргументы в пользу вашей версии. (Обсуждение.)

        Как видите, это не так-то просто решитъ. И тaкиx загадок язык хранит множество.

IV. Составление плана.

        Прочитайте текст упр. 1 (с. 3 (вслух читает ученик) и составьте письменно его план (5-7 мин). Плaн  может быть составлен в виде вопросов или в виде назывных предложений.

        Примерный план:

        1. Два назначения языка. (Каковы функции языка?)

        2. Неразрывная связь функций языка. (Как связаны эти функции?)

        З. Другие функции языка: экспрессивная, поэтическая. (Каковы другие назначения языка и как они проявляются?)

        4. Быть средством общения и средством мысли – основные назначения языка. (Что лежит в основе многочисленных функций языка?)

        Обсуждение планов.

V. Чтение и обсуждение cтaтьи учебника.

        Чтение и обсуждение статьи учебника (с. 4) по фрагментам: 1) место русского языка в группе восточнославянских языков; 2) понятие «государственный язык; З) функция межнационального общения; 4) международное значение русского языка.

VI. Закрепление изученного.

Вопросы и задания:

- Приведите свои примеры общих черт словарного состава русского, украинского и белорусского языков.

- Запишите определение понятия «государственный язык» в тетради.

- В каких случаях проявляется функция межнационального общения?

- Какие факты подтверждают важное международное значение русского языка?          

VII. Выразительное чтение.

Читаем высказывания о русском языке из упр. 3 (четыре человека). Понравившийся текст записываем в тетради (по выбору).

Домашнее задание.

1. Прочитать раздел «Повторение изученного» (с. 5-6 учебника).

2. Рассмотреть таблицу упр. 4, перенести в тетрадь и заполнить пустые графы карандашом.

3. Выполнить упр. 5.

У р о к  2. Повторение  изученного в  5-7 классах

Цель урока: поставить задачу на пять ближайших уроков: восстановить и закрепить знания и умения, полученные в 5-7 классах; обобщить и систематизировать знания учеников об основных языковых единицах, восстановить и закрепить умение выполнять различные виды лингвистического разбора.

Методические приемы: работа с таблицей, лингвистический разбор, элементы литературоведческого разбора.

Х о д   у р о к а

1. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

1. Какие единицы языка вам известны? Перечислите их от наименьшей к наибольшей.

2. Какие морфемы вы знаете?

3. Как называются разделы науки о языке, изучающие:

- звуки;

- морфемы и способы словообразования;

- словарный состав языка;

- фразеологические обороты;

- части речи и их формы;

- словосочетания, простые и сложные предложения?

- Чем отличаются такие разделы языка, как графика, орфография

и пунктуация?

II. Работа со схемой.

Запишем схему, отражающую систему языка. Зачитайте ваши варианты. Проверим. (Готовая схема должна быть на доске, а еще лучше – на плакате.)

        Графика           – Фонетика  

Орфография    – Словообразование  

Лексика

Фразеология

Морфология

        Пунктуация     – Синтаксис.

Вписываем уточненные данные таблицы в тетради.

III. Повторение видов лингвистического разбора.

Проверяем упр. 5. Четверо учеников заранее выполняют разбор на доске.

Фонетический разбор:

Мо-роз: 2 слога

        м - [м] – согл., зв., тв.

        о - [а] – гласн., безуд.

        р - [р] – согл., зв., тв.

        о - [о] – гл., уд.

з - [с] – согл., глух., тв.

5б.,5зв.

Морфемный и словообразовательный разбор:

Багряный: багр- – корень, -ян- – суффикс, -ый – окончание. Древний корень -багр- обозначает красный цвет; однокоренные слова: багрец, багрянец, багровый, багроветь.

Морфологический разбор:

Роняет – глагол несовершенного вида, переходный, I спряжения; употреблен в форме изъявительного наклонения, единственного числа, настоящего времени, 3 лица.

Синтаксический разбор:

Роняет (глаг.) лес (сущ.) багряный (прилаг.) свой (мест.) убор (суш.), сребрит (глаг.),  мороз (сущ.) увянувшее (причаст.) поле (сущ.). Предложение сложное, состоит из двух простых; повествовательное, невосклицательное, имеет 2 основы. Каждое – двycocтaвнoe, распространенное, полное. Запятая разделяет части сложного предложения.

IV. Реализация межпредметных связей.

Посмотрим на предложение, которое мы только что разобрали с точки зрения лингвистики, с другой точки зрения – литературоведческой. Это первые строки стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» 1825 года, написанные к очередной лицейской годовщине, которую поэт встретил в одиночестве, в ссылке, в своем имении Михайловское.

Задания:

1. Определите, какие выразительно-изобразительные средства помогают созданию образа осени. (Эпитеты: багряный, увянувшее; метафоры: «убор» леса, «сребрит мороз», возвышенная лексика: убор, сребрит; синтаксический параллелизм: в данном случае одинаковое построение простых предложений в составе сложного; звукопись: аллитерации на «Р», придающие картине яркость, ассонансы на «о»: свой, убор, мороз, поле и на «у»: увянувшее, передающие звуки ветра.)

2. Что такое художественный образ? Напишите ответ в виде сочинения-миниатюры, используя в качестве примера строки Пушкина.

Домашнее задание        

1. Закончите сочинение-миниатюру.

2. Повторите раздел «Фонетика».

3. Приготовьте выразительное чтение фрагментов стихотворений из упр. 6.

У р о к  3. Повторение изученного. Фонетика

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников по фонетике, восстановить и закрепить умение правильно выполнять фонетический разбор.

Методические приемы: выразительное чтение, работа со схемой, отработка приемов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.

Х о д    у р о к а

I. Проверка домашнего задания.

1. Чтение сочинений-миниатюр (2-3 человека).

2. Прочитать выразительно фрагменты стихотворений упр. 6.

3. Выполнить фонетический разбор слов: 1 вариант – поздняя, грустнyю; 2 вариант – сжаты, солнце. (2 человека делают разбор у доски.)

II. Повторение темы «Фонетика».

1. Повторение теории.

- Что изучает фонетика?

- Как соотносятся звуки и буквы? (Буквы - это графическое изображение звуков, так же как цифры – графическое  изображение чисел.)

- Бывают ли буквы твердыми и мягкими, глухими и звонкими? (По твердости-мягкости и по глухости-звонкости соотносятся звуки, а не буквы.)

2. Работа со схемой.

Задание: выполните упр. 7: начертите в тетради схему звуков русского языка, приведите примеры.

3. Беседа по вопросам.

- Все ли звуки русского языка попали в таблицу? (Нет, звуков в языке великое множество. Мы рассматриваем лишь основные звуки, несущие общие черты. Их варианты зависят от ударения, от позиции в слове, не говоря уже об индивидуальных различиях речи: тембре, высоте звука и т.п.) 

- Сколько букв в русском алфавите? (33.)

- Каковы функции Ъ и Ъ?

- В чем заключается особое положение букв Е, Ё, Ю, Я?

4. Практические задания.

Устно вьполним упр. 8, 9, 10 и 11 (можно по вариантам, выборочно).

Упр. 9 в сильных классах выполняем на слух: учебники закрыты, учитель читает словосочетания, ученики поднимают левую руку, если в слове Ъ, правую - если в слове Ъ. В упр. 10 - письменно сделать фонетический разбор.

III. Словарная работа.

Выписать слова в рамках: ровесник, сверстник, реванш. Записать по одному словосочетанию с ними.

Примечание. Можно обратиться к истории этих слов. Лучше, если ученики сами найдут ответ в словарях (этимологическом, иностранных слов), попытаются дать свои версии, подберут примеры. Если времени на уроке не хватает, можно дать это задание на дом.

Ровесник – ровный, одинаковый, родившийся в одно время с кем-либо. Древний суффикс -ес- встречается в словах небесный, чудеса, словесник.

Сверстник – «сверстанный» в одно время с кем-либо. Однокоренные слова – верстать, верстак.

Слово реванш – заимствованное, от фр. revaпche – отплата, возмездие; первое значение - «отплата за поражение в войне, в игре», второе – «повторная борьба, игра с целью взять верх над победителем предыдущего соперничества (матч-реванш).

IV. Занимательная лингвистика.

Решим несколько фонетических задач:

1. Какими звуками отличаются слова кот и код? (Никакими, это омофоны - одинаково звучащие слова.) Попробуйте составить предложение с обоими словами.

(Например:

Мой пушистый и умный кот

Знает даже на двери код,

Одного лишь не знает кот,

Что несет генетический код.)

2. Какие слова получатся, если прочитать наоборот: ель, ноль, лов, код, краб? (Лей, лён, фол, ток, парк.)

Домашнее задание.

1. Повторить раздел «Морфемика и словообразование».

2. Упр. 12 (устно, фонетический разбор - письменно), 13 (письменно).

        

Дата _________

У р о к  4.  Повторение изученного.  Морфемика и словообразование

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников по морфемике и словообразованию, восстановить и закрепить умение выполнять морфемный и словообразовательный разбор.

Методические приемы: работа с таблицей, отработка приемов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.

Х о д    у р о к а

I. Проверка домашнего задания.

1. Объяснить, в каких случаях пишется Ь после шипящих (на материале упр. 12). (Ь после шипящих пишется:

- в существительных 3 склонения (роскошь, ложь, речь, помощь);

- в глаголах неопределенной формы (беречь, увлечься);

- в глаголах 2 лица единственного числа настоящего времени (читаешь, ловишь, купаешься);

- в глаголах повелительного наклонения (отрежь, съешь, назначьте).

Кроме того, в упражнение не вошли такие случаи употребления Ь после шипящих:

- в наречиях (наотмашь, вскачь, сплошь; искл.: уж, замуж, невтерпеж);

        - в частицах (ишь, лишь, вишь, бишь);         .

- на границе корней (или суффиксов) и окончаний существительных,

прилагательных местоимений, глаголов - разделительный Ь (ничья, мужья, медвежьи, чьи, шью).)

2. Взаимопроверка упр. 13.

3. Начертить на доске таблицу «Употребление Ь после шипящих» (к доске вызывается 1 ученик во время взаимопроверки).

Употребление Ь после шипящих

Ь пишется

Ь не пишется

На конце сущ. 3 скл.:

 дочь, молодежь, тишь

На конце сущ. 1,2 скл.:

м.р. – луч, муж, реванш

ж.р. и с.р. в р.п. - стая туч

В глаголах:

неопред. ф.: помочь, постричься;

2 л. ед. ч.: учишь, занимаешься

повел. накл.: поешь, нарежьте

На конце кратких прилаг.:

Кактус  колюч, хлеб свеж

На конце наречий: сплошь, настежь, вскачь

Искл. наречий: уж, замуж, невтерпеж

На конце частиц: лишь, ишь и т.п.

Междометие кыш

Разделит. Ь на стыке морфем:

мужья, медвежьи, тысячью, чья, шью

II. Повторение темы «Морфемика и словообразование»

1. Упр. 14 – устно. Выделенные слова выписываются на доску; после ответов учеников в словах обозначаются морфемы.

2. Практические задания.

1) Устный разбор упр. 15. (Правила правописания гласных в корнях слов:             l-я часть – правописание безударной гласной, проверяемой ударением; 2-я часть – правописание чередующихся гласных в корне слова. Подчеркнем необходимость правильного выделения морфем для верного написания слов. Слова с таким же составом морфем, как у выделенных слов: закрепить – придумать, паруса – дубы, просьбу – ходьба, загорелый – рассказала.)

2) Упр. 16 – письменно, выборочно: по 3-4 при мера из каждого задания            (I-IV).

Выводы о правописании о-ё (е) после шипящих:

- в корне: под ударением пишется ё, если есть однокоренное слово с е (шёрстка – шерсть, щётка – щетина, жёлудь – желудок); в остальных случаях пишем о (шов, шорох, капюшон и т.д.)

- в суффиксе: под ударением – о, без ударения – е (сачок, лодчонка, бельчонок, холщовый, смешон, горячо, общо, но: замочек, страшен, плюшевый: ещё – исключение.)

- в окончании: под ударением – о, без ударения – е (мячом, большого, но: дачей, меньшего).  

- В суффиксах глаголов, их форм и отглагольных существительных: только ё, (е) (стрижёт, печёшь, возмущённый, изученный, ночёвка, корчёвка, тушёнка).

3) Повторение способов словообразования. Упр. 17.

Способы образования слов: приставочный (подпрыгнуть – прыгнуть), суффиксальный (гитарист – гитара), приставочно-суффиксальный (сотрудник – труд), сложение основ или их частей без соединительных гласных (зарплата, спортклуб); сложение основы с целым словом с помощью соединительных гласных (хлебозавод), сложение начальных букв (МГУ, вуз).

Другие способы: бессуффиксный (вход – входить, глухой – глушь), переход слов из одной части речи в другую (столовая – столовая комната), сложение целых слов (роман – газета), слияние слов (вечнозеленый).

4) Применение знаний на практике.

Упр. 19 – письменно, с последующей самопроверкой и формулировкой правила правописания (приставки пре- - при-).

Упр. 21 - то же (суффиксы -чик- - -щик-).

3. Закрепление теории.

- Что изучает морфемика? (Состав слова.)

- Что изучает словообразование? (Способы образования слов.)

- Назовите основные способы словообразования. Приведите примеры.

III. Словарная работа.

1. Упр. 22 – чтение вслух.

2. Выписать слова в рамках в тетрадь: президиум, президент, приоритет, привuлегuя. Составить словосочетания с ними.

IV. Занимательная лингвистика.

Попробуйте составить фразу, в которую бы вошли все буквы русского алфавита. (Например: Съешь этих мягких французских булочек да выпей же ещё чаю.) Можно дать обратное задание: попробуйте определить, в чем заключается особенность этого предложения.

Домашнее задание.

1. Выполнить упр. 18,20,23.

2. Повторить раздел «Лексика и фразеология».

3. Дополнительно: сделать сообщение о лексических разрядах слов (интереснее, если сообщение будет касаться разрядов, выходящих за рамки школьной программы).

- Каков основной принцип русской орфографии? (Единообразное написание морфемы в разных позициях.)

Дата __________

У р о к  5.  Повторение изученного. Лексика и фразеология

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников по лексике и фразеологии, восстановить и закрепить основные понятия лексикологии.

Методические приемы: беседа по вопросам, сообщения учеников, конструирование словосочетаний и предложений, работа со словарями,  словарная работа, лингвистическая игра.

Х о д   у р о к а

I. Проверка домашнегo задания.

1. Упр. 18 проверяется в классе у доски. Схемы рисуются на доске, примеры записываются под схемами:

1)  суффиксальный: березка - береза, беловатый - белый, дуб - дубок (окончание нулевое);

2) приставочный (окончание не отмечено, значит, это может быть только наречие, так как деепричастия не образуются приставочным способом): нелегко - легко, наверх - верх;

3) приставочно-суффиксальный: подоконник - окно, загородный - город;

4)   сложение: златоглавый, глазомер;

5)   сложение: корнеплод, кашевар;

6) сложение с одновременным присоединением суффикса: чистоплотный, сладкоежка.

2. Упр. 20 – взаимопроверка; формулировка правила правописания приставок пре- и при- - вслух.

3. Упр. 23 – взаимопроверка; выборочная проверка у доски (трудные случаи).

II. Повторение темы «Лексика и фразеология»

        1. Теоретические вопросы:

        - Что такое лексика?

        - Что изучает лексикология?

        - Какие лексические разряды слов вы знаете? (Многозначные слова,

омонимы, синонимы, антонимы, устаревшие слова, неологизмы. В сильных классах ученики знают, что такое паронимы, омофоны, омографы, диалектизмы, профессионализмы.)

        - На какие группы делятся устаревшие слова? (Архаизмы – устаревшие слова, вышедшие из общего употребления, обозначающие существующие понятия; применяются в поэтической речи: очи (глаза), ланиты - (щёки), чело (лоб). Историзмы – слова, обозначающие устаревшие понятия, отсутствующие в современном языке: конка (трамвай на конной тяге), ямщик (возница, кучер на ямских, почтовых лошадях), рядчик (наниматель рабочих).)

        - Что такое фразеологизм?

        - На какие группы делятся фразеологизмы? (Книжные: дать слово, честь имею, держать ответ; разговорные: совать нос, набить карман, подложить свинью.)

2. Сообщения учеников о лексических разрядах слов.

3. Практические задания:

1) Упр. 24 – устно.

2) Определение лексического значения слов, многозначности – упр. 25. Можно дать задание по вариантам: каждому ряду (или варианту) – подготовить одно из трех заданий упражнения на 3-4 минуты, после чего проверить в классе.

I часть. Слова, употребленные в переносном значении: ушла, глубокое (молчание), царствовало.

II часть. Лексические значения: загорелись – здесь: ярко расцвели; озябли – замерзли; лепечут – здесь: шелестят.

III часть. Идет – 1) выражение согласия; 2) выражение соответствия, гармоничности; 3) выражение протяженности; 4) выражение движения;

5) выражение стремления.

        Слова, которые имеют несколько лексических значений, называются многозначными. Например, свежий – чистый (снег), яркий (цвет), бодрый (человек), последний (репортаж, материал в газете); оставить – лишить чего-нибудь (оставить без работы), удалиться, уйти (оставить пост), поделиться чем-либо (оставить кусочек торта сестре), прекратить, перестать (Ах, оставьте!).)

        3) Закрепление понятия о неологизмах.

        Упр. 27: на выполнение задания 2-3 минуты, после чего обсуждаем примеры в классе и записываем лучшие. (Примеры слов, появившихся в языке в последние годы: саммит, спонсор, дискета, хакер, сканер. Примеры предложений: Спонсор – лицо или организация, финансирующее какое-либо мероприятие как с целью его поддержки, так и с целью саморекламы. Хакер – это человек, хорошо знакомый с компьютерными технологиями, он незаконно «взламывает» системы защиты секретных данных, иногда просто для «развлечения». Сканер считывает изображение и переводит его в память ЭВМ.)

        4) Закрепление понятия о синонимах.

        Упр. 29 (устно; обратить внимание на стилистическую окраску слов), 30 (устно ответить на вопросы, записать предложения или словосочетания).

        5) Закрепление понятия о фразеологической системе языка

        Упр. 31 (устно). Упр. 34 разобрать в классе, после чего выполнить письменно.

        Упр. 32 выполнить письменно по вариантам (по 4 предложения) с последующей взаимопроверкой и обсуждением в классе.

III. Словарная работа.

        Записать слово в рамке: деликатный; определить с помощью словаря лексическое значение, выяснить его происхождение; подобрать к слову  синонимы и антонимы.

IV. Занимательная лингвистика.

        Игpa «Кто больше?» (3-5 мин).

        Приведите примеры фразеологизмов (красной нитью, играть роль, медвежья услуга, крокодиловы слезы, подводные камни и т.д.). За каждый правильный ответ дается фишка (можно просто нарезать цветную бумагу). Выигрывает тот, кто назвал больше фразеологизмов.

Домашнее задание.

        1. Повторить тему «Морфология», подготовить вопросы по теме.

        2. Упр. 28, 33.

Дата _____________

У р о к  6.  Повторение изученного. Морфология

        Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников по морфологии, закрепить навыки лингвистического разбора.

        Методические приемы: отработка приемов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные сведения.

Х о д  у р о к а

I. Лингвистическая разминка.

        Повторение видов лингвистического разбора. Записать предложение

(Скворёнушка – небольшая  лесная речка.), сделать его синтаксический бор, фонетический разбор слова лесная, морфемный и словообразовательный разбор слова речка, морфологический разбор слова небольшая. (Четыре человека выполняют задание у доски.)

II. Проверка домашнеro задания.

        1. Упр.28: взаимопроверка, обсуждение спорных вопросов; уточнение значений устаревших слов по словарю. (Отъезжее поле – дальнее поле для охоты, псарь – слуга на псарне, стремянный – конюх-слуга, штаб-лекарь – штабной, военный врач, сим – этим, оным – тем самым, коих – которых.)

        2. Упр. 33 проверяется устно, «по цепочке».

III. Повторенне темы «Морфология»

        1. Теоретические вопросы (в том числе подготовленные учениками):

        - Что изучает морфология?

        - Какие части речи относятся к самостоятельным?

        - Каковы основные признаки самостоятельных частей речи?

        - В чем отличие служебных частей речи?

           - В чем особенность междометия как части речи?

        2. Практические задания.

        1) Упр. 35 - разобрать устно, выполнить морфологический разбор слов письменно (в тетрадях и на доске). Обратить внимание на подсказку в приложении (порядок морфологического разбора).

        2) Выборочное выполнение упр. 36-39: устно ответить на все вопросы, выполнить морфологический разбор (по вариантам); письменно по выбору сделать упр. 37 или 38.

        Напомним разряды местоимений по значению:

- личные (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они);

- возвратное (себя);

- вопросительные (кто, что, какой, чей, который, каков, сколько);

- относительные (те же, что и вопросительные; различают их по контексту);

- неопределенные (некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько-то, сколько-нибудь);

- отрицательные (никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего);         

- притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их);

- указательные (тот, этот, такой, таков, столько);

- определительные (весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, другой, иной).

        Из упр. 39 выписать глаголы и определить спряжение.

        3) Упр. 41–письменно, ответы на вопросы – устно. Значения наречий:

        - признак действия: работать дотемна, прийти засветло, свернуть вправо, слышаться слева, поступить по-товарищески, спорить горячо; 

        - признак признака: по-утреннему свежий, повсюду известный, по-зимнему холодно, чуть-чуть теплый;

        - признак предмета: макароны по-флотски, школа напротив. 

IV. Словарная работа.

        Выписать слова в рамках: преследовать, преследование, специальность, профессия; составить словосочетания с этими словами. Можно усложнить задание: составить словосочетание с фразеологизмом, в состав которого входит первое слово (преследовать цель поступить в университет).

V. Занимательная лингвистика.

        Из истории слов. Многие русские слова заимствованы из различных

языков мира. Например:

парус, фонарь, монах, анализ, синтез, лабиринт, поэт – из  греческого; форум, корпус, диктор, оратор, документ, революция – из латинского; акула, сельдь, камбала, тундра, пурга – из скандинавских и финских

        языков;

          штаб, штурм, шкала, слесарь, фронт – из немецкого;

        гавань, верфь, боцман, трюм, компас, матрос – из голландского;

 катep, яхта, футбол, матч, джаз, кекс, пиджак – из английского;

атака, десант, пари, пейзаж, пюре, тире, экипаж – из французского; квартет, виолончель, тенор, маэстро, макароны – из итальянского;

        вензель, писарь, коляска, булка, сбруя, фляжка – из польского;

        колпак, сарафан, шашлык, ярлык, тулуп, утюг, алмаз – из тюркских яз.

        Некоторые русские слова произошли от имен собственных, названий городов или районов разных стран. Например, название шерстяной и кашемир - от названия индийского штата Кашмир, откуда первоначально привозили эту ткань в нашу страну. Французский город Тюль славился производством тонкой, ажурной ткани, отсюда и ее русское название (тюль). А слово брюки происходит от названия голландского да Брюгге, торговавшего отличным сукном, из которого и шили этот предмет одежды.

Домашнee задание.

        1. Упр. 40.

        2. Упр. 43 или 44 (на выбор).

        3. Повторить темы «Строение текста. Стили речи» - §6.

Дата _____________

У р о к  7.  Повторение изученного. Строение текста. Стили речи

        Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников о признаках и строении текста, о типах речи, о видах и способах связи в тексте, о стилях речи, развивать навыки лингвистического анализа.

        Методические приемы: беседа по вопросам, элементы лингвистического анализа текста, словарная работа, письменная работа.

Ход урока

 I. Лингвистическая разминка.

        Осложненный словарный диктант. Придумать и записать словосочетания со словами:

        Ровесник, реванш, сверстник, президиум, президент, приоритет, привилегия, деликатный, преследовать, преследование, специальность, профессия.

        Примечание: в каждый последующий словарный диктант включайте слова, в которых многие сделали ошибки.

II. Проверка домашнего задания.

        1. Взаимопроверка упр. 40. У доски выполняется морфологический разбор (4 человека). Устно: рассказать об образовании причастий и деепричастий.

        2. Упр. 43 проверяем устно: ученики «по цепочке» читают сложные предложения, комментируя постановку знаков препинания и называя союзы и союзные слова.

        3. Упр. 44: схемы 4-7 предложений выполняются на доске.

        (№4: [ ], но [ ]. – сложносочиненное предложение с союзом но.

        №5: [ ], что ( ). – сложноподчиненное предложение с союзом что.            

  №6: [ ], и [ ]. – сложносочиненное предложение с союзом и.

        №7: [ ], (когда... ). – сложноподчиненное предложение с союзным словом когда.)

III. Повторение темы «Строение текста».

        1. Упр. 45.

        Учитель может сам прочитать «сочинение» без предварительных комментариев. Очевидна реакция учеников: это не текст. Оттолкнувшись от «неправильного» текста, можно построить разговор о том, какие признаки определяют настоящий текст.

В данном сочинении отсутствуют смысловые и грамматические связи, а значит, и логика. Тема выражена нечетко, не соответствует названию. Членение предложений случайное, ничем не оправданное. Нет и важнейшего признака текста - стилевого единства.

        Основные признаки текста: законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между частями.

        2. Прочитать упр. 46.

        Устное задание: докажите, что перед вами текст; выделите в нем микротемы и разделите текст на абзацы.

        (Варианты деления обсуждаются в классе, письменно это упражнение можно сделать в конце урока.)

        Деление текста на абзацы таково:

        Биологические часы

        Так условно называют способность живых организмов ориентироваться во времени.

        Люди уже давно заметили, что многие живые организмы очень точно определяют время. Они могут узнавать время морских приливов и отливов, лунных и годовых циклов. В определенное время просыпаются птицы, пчела летит за взятком, хищники выходят на охоту.

        Биологические часы помогают животным вовремя и безошибочно совершать периодические миграции. Не зная времени, животные не смогли бы отыскать себе достаточно корма, приспособиться к смене сезонов года. Понаблюдайте за любым животным, и вы увидите, что у него строжайший  распорядок дня.

        Процессы внутри организма животных тоже подчиняются определенным ритмам. Регулярно проходят циклы построения новых молекул, процессы возбуждения и торможения в мозгу, выделения желудочного сока, сердцебиения, дыхания.

        У растений тоже есть определенные ритмы жизни. Их можно наблюдать в делении клеток, обмене веществ, прорастании семени, зацветании и закрытии цветков, выделении нектара.

        3. Закрепление понятия о типах речи.

        1) Теоретические вопросы:

        -     Какие  типы  речи  вам  известны?  (Описание,   повествование,      

   рассуждение.)

        - Назовите характерные признаки типов речи. (Описание запечатлевает, описывает отдельные элементы, признаки окружающего мира (людей, предметов, явлений). Повествование описывает события в определенной последовательности, показывает мир в действии, в развитии. Рассуждение утверждает или отрицает какое-либо явление, понятие, факт, показывает развитие мысли: тезис (высказывание какой-либо мысли) подтверждается или опровергается аргументами (доводами), после чего делается вывод, подводится итог. Довольно часто в текстах встречаются сочетания этих типов речи.)

        2) Практическое задание:

        Упр. 47 читаем и разбираем устно (в конце урока можно сделать его письменно). Элементы повествования – в описании дороги, движения, машины. Элементы описания – в картинах осени, горной местности. Элементы рассуждения – со второго предложения последнего абзаца до конца текста.

        4) Закрепление понятия о видах связи предложений в тексте.

        1) Теоретические вопросы:

        - Какие виды связи предложений вы знаете? (Цепная и параллельная.)

        - Чем отличаются эти виды связи? (При цепной связи предложение связывается с предыдущим при помощи лексического и грамматического повтора (повторяется какое-либо слово), замены слова синонимом, местоимением. При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются с помощью одинакового порядка слов, антонимов, одинакового начала предложения, одинаковой цели высказывания.)

        2) Практические задания:

        Упр. 48. Прочитаем тексты, определим тип речи каждого из них, виды связи предложений.

        Текст 1. Тип речи – описание, вид связи – параллельная.

        Текст 2. Тип речи – повествование, вид связи – цепная.

        Текст 3. Тип речи – рассуждение, вид связи – цепная.

IV. Повторение темы «Стили речи»

        1. Теоретические вопросы:

                - Что такое стили речи? (Разновидности языка, имеющие  

          особенности в лексике и грамматике, свою сферу употребления.)

                - Перечислите стили речи. (Разговорный, публицистически      

          официально-деловой, научный, художественный.)

        2. Практические задания

        1) Вернемся к упр. 48, определим, к каким стилям относятся текст          (2 – к художественному, 3 – к научному.)

        2) Устно выполняем упр. 49-52, определяем стиль каждого текста             (49 – разговорный, 50 – официально-деловой, 51 – научный, 52 – публицистический.)

V. Словарная работа

        Выписываем в тетрадь слова в рамках: регулировать, олицетворять. Подберем к ним однокоренные слова.

 

VI. Письменная работа

        Выполнить одно из упражнений (47, 49-51) по выбору учителя или учеников.

Домашнее задание

        1. Подготовить  сообщение  о  стилях  русского языка с  конкретными    

       примерами.

        2. Упр. 53.

Дата _____________

У р о к 8 (урок развития речи). Подготовка к сочинению по картине

        Цель урока: развитие речи учеников, расширение их словарного запаса, обучение описанию картины.

        Методические приемы: беседа по вопросам, словарная работа, конструирование предложений, устное сочинение.

Ход урока

 I. Лингвистическая разминка.

        Списать слова из упр. 55, проверить по словарю.

II. Проверка домашнего зaдaния.

        1. Сообщения учеников о стилях русского языка (2-3 человека).

        2. Упр. 53: взаимопроверка; устные ответы (тип речи и стиль текстов).

III. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии»

        1. Работа по упр. 54 (ответы на вопросы).

        2. Словарная работа: записать слова в рамках (ландшафт, колорит, композиция), прояснить их значение по словарю.

        3. Записать слова и словосочетания из п. II упр. 54, составить с ними предложения, обсудить варианты.

Комментарии к вопросам

К №4: То, что картина изображает Карелию, можно определить по таким                          

            деталям:  спокойный, слегка холмистый рельеф; лес, уходящий за  

            горизонт; обилие валунов, озера. Ведь Карелия - край озер и лесов.

К №6: Художник выбирает для картины удлиненный формат, чтобы

            изобразить то, что можно охватить взглядом, передать широту,

            протяженность, простор карельского пейзажа.

К №7: Своим пейзажем художник, по-видимому, хотел выразить чувство

            нежности к природе, любовь к негромкой, неяркой, холодноватой, но

            милой северной земле.

К №8: Картина производит впечатление умиротворения, тишины,

            спокойствия, легкой грусти.

        

        4.Устное сочинение: ученики делают устный рассказ по картине, используя опорные слова и словосочетания. Наиболее удачные выражения, находки можно записать в тетрадях (2-3 человека).

        5. Написание черновика сочинения. (Если хватит времени, сделать его на уроке.)

Пример сочинения по картине В.В. Мешкова

«Золотая осень в Карелии»

        «Золотая осень в Карелии» В.В. Мешкова – осенний пейзаж. Название картины напоминает о знаменитой «Золотой осени» Левитана.

        На переднем плане картины зритель видит осинки, березки, кусты,

позолоченные осенними холодами, хилые елочки, высокие суровые серовато-зеленые валуны, озерцо. На втором плане – озеро с отражающимися в нем деревьями, дальше – зеленая полоса хвойного леса, и над всем – низкое  сероватое небо в облаках.

        Картина изображает Карелию. Это можно определить по характеру пейзажа: спокойному, слегка холмистому рельефу, редкой растительности с  негустой листвой, вечной зелени хвойного леса, типичным для Карелии цепям озер и обилию валунов.

        Для изображения осени автор использует выразительную цветовую гамму: яркие, теплые золотистые, коричневые, красноватые оттенки сочетаются с холодноватыми серо-зелеными, серо-голубыми. Краски прозрачные, чистые, неброские. Колорит картины передает прохладу и праздничность карельской осенней природы.

        Художник выбирает для картины удлиненный горизонтальный формат холста, чтобы передать широту, спокойствие, протяженность, простор карельского пейзажа. Он изображает панораму, которую позволяет охватить взгляд. В композиции картины небо занимает примерно треть. Таким образом, создается впечатление низкого, осеннего, облачного неба. Линия горизонта ровная, спокойная. Отдельные деревья на переднем плане прорисованы четко, вплоть каждой веточки, каждого листочка. На заднем плане деревья сливаются в общую зеленовато-золотистую массу. Цвет неба, воды, камней композиционно связывает пейзаж. Отдельные высокие сосны «сшивают» землю с небом. Так художник передает поэтичность ландшафта.

        Своим лирическим пейзажем художник, по-видимому, хотел выразить чувство нежности к природе, любовь к негромкой, неяркой, холодноватой, но милой северной земле.

        Картина производит впечатление умиротворения, тишины, спокойствия, легкой грусти.

Домашнее задание

        1. Написать сочинение по картине В.В. Мешкова.

        2. Упр. 57-59 (устно).

Дата ___________

У р о к 9 (урок развития речи). Устное сочинение

        Цель урока: развитие речи учеников, расширение их словарного запаса, обучение описанию памятника архитектуры.

        Методические приемы: закрепление понятий «тема текста», «типы речи», «средства связи в предложениях»; беседа по вопросам, словарная работа, пересказ, устное сочинение.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

        Морфологический разбор слов из упр. 55 (4 человека делают его на доске, остальные – в тетрадях).

II. Анализ сочинений по кapтинe.

        Общий разбор, чтение 2-3 сочинений.

III. Словарная работа.

        1. Упр. 56. Значение выделенных слов уточнить по словарю:

        Архитектура – искусство строительства, возведения зданий.        

  Возводить – строить, сооружать.

        Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения  которого имеют объемную, трехмерную форму.

        Замысловатый – сложный, затейливый, оригинальный.

        Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

        Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

        Зодчий – архитектор, строитель.

        Зодчество – искусство архитектуры, строительства.

        2. Выписать слова в рамках: архитектура, зодчество, зодчий, орнамент. Составить предложения с ними.

IV. Работа с текстом «Триумфальная арка» (упр. 57).

        1. Ответы на вопросы и выполнение заданий к тексту.

Комментарии учителя

        Тема текста – история Триумфальной арки и ее описание. Заголовок соответствует теме. Тип речи – описание с элементами повествования. Цепной связью связаны следующие предложения последнего абзаца: 1 и 2, 2 и 3, 5 и 6. Средствами связи являются местоимения. «Галлы» − устаревшее    название французов (от названия древних кельтских племен, населявших территорию современной Франции в VI - V веках до нашей эры). «Двунадесять языков» − двадцать языков, в данном случае означает «множество языков», то есть «множество народов, государств».

        2. Словарная работа.

        Выписать слова в рамках: апофеоз, горельеф, аллегория, монумент. Составить предложения с ними.

V. Пересказ текста по плану упр. 58.

        Пересказ можно построить «по цепочке»: каждый ученик рассказывает по одному пункту плана.

VI. Устное описание иллюстрации.

        1. Пример описания Триумфальной арки по иллюстрации.

Триумфальная арка

        Триумфальная арка выглядит величественным сооружением, возвышающимся на площади Победы. Обширное пространство площади выделяет монумент, подчеркивает его грандиозность и величие. Арка производит впечатление торжественности и мощи. Вершину ее украшает чугунная колесница Славы, в которую запряжена шестерка лошадей. Управляет колесницей богиня Победы, держащая на вытянутой руке лавровый венок, символизирующий победу. Белая каменная облицовка констатирует с черными чугунными колоннами, находящимися в нишах скульптурами воинов и горельефами. Карниз украшен сорока восемью гербами российских губерний. Аллегорические женские фигуры символизируют мощь, силу, храбрость, славу русского оружия.

        Триумфальная арка, несмотря на то что площадь Победы окаймляют высокие здания, не теряет своей величественности и доминирует в окружающем ее пространстве.

        

        2. Комментарий к сравнению описания с текстом упражнения.

        Текст упражнения не только содержит описание Триумфальной арки, подробно рассказывает о ее истории, об авторах сооружения, передает впечатление, которое производит арка на зрителя.

Домашнее задание. Упр. 52.

Дата __________

У р о к  10.  Строение и грамматическое значение словосочетаний

        Цель урока: показать ученикам строение словосочетаний, научить  выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать схемы.

        Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, работа со словарями, конструирование словосочетаний, словарная работа, работа над речевыми нормами.

Ход урока

 I. Лингвистическая разминка.

        Задание: просклонять имена собственные: Анастасия, Василий.

                (И. Анастасия, Василий

                 Р. Анастасии, Василия

                 Д. Анастасии, Василию

                 В. Анастасию, Василия

                 Т. Анастасией, Василием

                 П. об Анастасии, о Василии.)

        Повторить особенности склонения существительных на -ий, -ия, -ие.

II. Проверка домашнего задания.

        Взаимопроверка упр. 52, определение стиля текстов (публицистический).

III. Изучение нового материала.

        1. Вступительное слово учителя.

        (Можно использовать вступительную статью к разделу «Синтаксис и пунктуация».)

        Тема «Синтаксис и пунктуация» рассчитана для изучения не только в 8-м, но и в 9-м классе. В этом году мы будем заниматься словосочетанием и простым предложением, в следующем – сложным предложением.

        Начнем со словосочетаний – синтаксических единиц, из которых строится предложение. Словосочетание образуется в результате соединения двух или более слов, это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его грамматические свойства.

        Что значит «контекст»? Предположим, дано слово, написанное на доске (орган). Прочитайте его. Вне контекста, то есть вне окружения неясно, что имеется в виду: смысл слова, во-первых, зависит от ударения (`орган и орг`ан – омографы, слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному). Кроме того, слово 'орган многозначно. Образуем словосочетания, проясняющие лексическое значение слова, запишем их в тетради:

        орган печати (газета), орган зрения (глаз), служить в органах  (например, в милиции), органы здравоохранения, слушать орган.

        Дома уточните происхождение и значения этих слов по толковому словарю, найдите однокоренные слова.

        Примечание. Если есть время, можно сделать эту работу на уроке.

Интересно, что оба слова происходят от одного и того же греческого слова – orqanon – орудие, инструмент. Слово 'орган имеет несколько значений:                 1) часть организма, выполняющая определенную функцию: орган речи, органы кровообращения; 2) учреждение, исполняющее определенные функции в обществе: органы опеки и попечительства, органы государственной власти; 3) периодическое издание (обычно принадлежащее какому-либо общественному образованию и отражающее его взгляды и деятельность): орган демократической партии. 

        Орг`ан - духовой клавишный музыкальный инструмент больших размеров, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух.         

        Однокоренные слова к слову `орган – организация, организовать, организованный, организаторский, организационный, организатор, организм,

организованно, организованность, органика, органический, органичный, оргстекло и т.д.

        К слову орг'ан – органист, органистка, органчик, органный.

        Итак, мы видим, что лексическое значение слова проявляется в контексте, т.е. в окружении других слов, связанных с ним по смыслу и грамматически.

        2. Определение словосочетания, его строение.

        1) Попробуйте дать определение словосочетания. (Словосочетание –два или несколько  самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.)

        Словосочетание называет предметы, действия, признаки более конкретно. Оно состоит из главного и зависимого слова. Зависимое слово (слова) уточняет смысл главного. Например: хорошая погода, плохая погода в апреле. Главное слово (погода) уточняется зависимыми, к которым от главного ставится вопрос.

        2) Упр. 60 - устно.

        3.  Признаки словосочетания.

        1) Словосочетание могут составить только самостоятельные части речи. Тaк, «около дома» не является словосочетанием, это существительное: с предлогом, а предлог - служебная часть речи.

        2) Одно из составляющих слов зависит от другого. Например, «летит и кружится» - два независимых слова, соединенных сочинительной связью, а не словосочетание.

        3) Словосочетание имеет систему форм, образованную формами главного слова, а значит, и начальную форму. «Ветер стих» не является словосочетанием, это основа предложения, подлежащее и сказуемое.

        4. Грамматическая форма и грамматическое строение словосочетаний

        

        Грамматическая форма словосочетания – это его строение, схема. Схема может быть условной, содержать только названия частей речи. Например: олимпийское движение - «прил. + сущ.», преодолеть препятствие - «глаг. + сущ.», увлекаться спортом - «глаг. + сущ.», слишком быстро - «нареч. + нареч.» и т.д. Более конкретная схема указывает на формы зависимого слова: уверенный в себе - «прил. + предлог + местоим. в дат. п.». Местоимение выражает зависимость от главного формой падежа, которая не изменяется при изменении главного слова: уверенного в себе, уверенному в себе и т.д.

        По морфологической принадлежности словосочетания делятся на  именные (главное слово – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), глагольные (главное слово – глагол или его формы) и наречные (главное слово – наречие).

IV. Закрепление изученного.

        1. Виды словосочетаний по морфологическим признакам. Упр. 61 −  разобрать устно.

        2. Строение словосочетаний. Упр. 62: первую часть разобрать устно, записать на доске, вторую часть – письменно в тетрадях.

        3.        Конструирование словосочетаний. Упр. 63 − устно.

        4.        Работа над речевыми нормами. Упр. 64 – комментировать «по цепочке», выполнить в тетрадях. Сложные случаи записать на доске.

V. Словарная работа.

        Выписать слова в рамках, составить с ними словосочетания, определить главное и зависимое слово: истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия, стипендиат.

        

Домашнее задание. §7 (с. 28-29), упр. 65, 67.

Дата ________

У р о к  11. Связь слов в словосочетании

        Цель урока: научить определять способы связи в словосочетаниях: конструировать их, закрепить понятия о строении и значении словосочетаний, дать понятие о синонимичных словосочетаниях, закрепить умение делать схемы.

        Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, словарная работа, работа над речевыми нормами.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

        Осложненный словарный диктант. Придумать и записать словосочетания со словами, отметить главные слова: Ветеран, регулировать, олицетворять, ландшафт, колорит, композиция, архитектура, зодчество зодчий, орнамент, апофеоз, горельеф, аллегория.

II. Проверка домашнего задания.

        1. Теоретические вопросы:

                - Что называется словосочетанием?

                - Расскажите о строении словосочетания.

                - Каковы основные признаки словосочетания?

                - На какие общие типы делятся словосочетания по их  

                  морфологическим свойствам?

                - Что показывает схема словосочетания?

        2. Упр. 65 и 67 проверяем устно, «по цепочке». В это время на доске несколько человек делают схемы словосочетаний (выборочно).

III. Практические задания на закрепление материала.

        1. Выборочный диктант.

       Выпишите только словосочетания (слова могут быть написаны на доске):

        Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приема, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры. (Хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере.)

        2. Объяснить, почему не являются словосочетаниями остальные слова. (Существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры. Главные члены (основа) предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено. Нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя.)

        3. Упр. 66 – разбираем устно.

IV. Объяснение учителя с элементами беседы.

        1. Связь слов в словосочетании.

        Самостоятельные части речи соединяются в составе словосочетания с помощью трех видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.

        1) Если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то вид связи – согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. (Запишем на доске вид связи и вопросы.)

        

        Вопросы:

        - Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия.)

        - Приведите примеры согласования. (Ранняя осень – ранней осени, своя игра – свою игру, пятый элемент – пятым элементом, лечащий врач – лечащему врачу.)

        2) Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное

или слова с признаками существительного, это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе – учусь в школе, товарищ по школе – товарища по школе, встретить вас – встретил вас,  поддержать оступившегося – поддержали оступившегося.

        3) Если зависимое слово – наречие, деепричастие или начальная форма глагола – это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать; довольно быстро; макароны по-флотски; шел напевая; собираюсь уехать. 

        2. Значения словосочетаний.

   В словосочетании выделяется три вида значений: определительное,

обстоятельственное и дополнительное.          

   1) Определительное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает признак предмета и отвечает на вопросы определений (какой? который? чей?): седьмая печать, мамины перчатки, девушка с голубыми глазами, мой друг.

  2) Обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово означает действие или признак, а зависимое – признак. Зависимое отвечает на вопросы обстоятельств (где? когда? как? почему?             с какой целью? и т.д.): рыбачить на озере, встать рано, дрожащий от холода, призванный защищать и т.д.

  3) Дополнительное значение проявляется в словосочетаниях, где главное слово тоже означает действие или признак, а зависимое – предмет, по отношению к которому совершается это действие или проявляется этот признак. Зависимое отвечает на вопросы дополнений (вопросы косвенных падежей): прочитать главу, обнять бабушку, поговорить с  тобой, поговорить о чем-нибудь, вдали от берега и т.д.

V. Закрепление темы.

1. Упр. 68 – разобрать устно.

Примечание к выводу: В качестве зависимых слов при согласовании могут употребляться имена прилагательные, имена числительные, местоимения, причастия; при управлении – имена существительные, имена прилагательные и причастия в роли существительных, имена числительные, местоимения; при примыкании – наречия, деепричастия и неопределенная форма глагола.

2. Упр. 71 – письменно, с комментированием «по цепочке». Комментарий учителя: первые два словосочетания (клетчатый шар и шарф в клетку) близки по лексическому и грамматическому значениям. Такие словосочетания называются синонимичными.

3. Упр. 77 – устно (синонимичные словосочетания).

4. Самостоятельная работа: упр. 70 (конструирование словосочетаний).

5. Синтаксический разбор словосочетаний: 1) устно разобрать одно словосочетание из упр. 81 (по образцу на с. 39), 2) сделать письменный разбор 2-3 словосочетаний самостоятельно.

VI. Словарная работа.

Выписать слова в рамках, составить словосочетания с ними, сделать их схемы: преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск, диплом, свидетельство, аттестат. 

Домашнее задание. §7 (с. 32-39), упр. 72, 74, 80.

Дата __________

У р о к 12. Строение и грамматическое значение предложений

Цель урока: закрепить изученное о словосочетании, расширить знания учеников о строении и грамматическом значении предложения, научить выделять грамматическую основу (трудные случаи), определять цель высказывания.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя,  беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа (синонимы).

Ход урока

 

I. Лингвистическая разминка.

Просклонять словосочетания с числительными:

Двести восемьдесят четыре рубля, четыреста девяносто шестой номер.

II. Проверка домашнего задания. Закрепление темы «Словосочетание».

1. Теоретические вопросы:

- Расскажите о строении словосочетания.

- Каковы основные признаки словосочетания?

- Назовите типы словосочетаний по их морфологическим свойствам.  Приведите примеры.

- Какие словосочетания являются неделимыми? (Те, в которых главным  по смыслу  является грамматически зависимое слово.)

Комментарий  учителя

Сравним прямое и переносное значение словосочетаний «дать сдачи». Первое называет действие и предмет (сдача, полученная в магазине). Значение действия во втором случае названо грамматически зависимым словом (дать сдачи – ответить на удар или оскорбление), которое выступает главным по смыслу. Таким образом, переносное значение этого словосочетания – неделимое. Подобные словосочетания являются одним членом предложения, а грамматическое значение в них не устанавливается.

Вычленить подобные словосочетания чаще всего удается лишь в контексте.

Примеры: Анютины глазки – небольшие яркие цветы. (Неделимое словосочетание является подлежащим). Хочу поздравить вас от всей души. (Первое неделимое словосочетание – сказуемое, второе – обстоятельство.) Митинг собрал много людей. (Неделимое словосочетание – дополнение.) Много людей собралось на площади. (Неделимое словосочетание является подлежащим.)

2. Взаимопроверка упр. 72, 74. Устные ответы на вопросы этих упражнений.

3. Синтаксический разбор словосочетаний (упр. 80): выборочно выполняют на доске 3-4 человека.

III. Изучение темы «Предложение».

1. Беседа по вопросам:

- Что отличает предложение от словосочетания?

- На каком основании предложения делятся на простые и сложные?

- Что такое грамматическая основа предложения?

- По каким признакам можно выделить грамматическую основу, если в предложении отсутствует один из главных членов?

Комментарий учителя

Признаки выделения грамматической основы следующие:

1) в грамматическую основу обязательно входит глагол в каком-либо наклонении;

2) один из членов грамматической основы занимает независимую позицию: не зависит по своим формам от других членов предложения;

3) вспомогательный глагол или глагол-связка в форме какого-либо наклонения образуют с самостоятельным словом один член предложения.

Например: Могу помочь тебе. Подлежащее отсутствует, но подразумевается (Я). Основа односоставная. Глагол в форме наклонения – могу. Этот глагол имеет вспомогательное, модальное (выражает значение возможности) значение, не зависит от других членов предложения. С ним связан по смыслу глагол в начальной форме помочь. С этим синтаксически самостоятельным словом глагол могу образует один член грамматической основы – сказуемое (могу помочь).

Что делать, если в предложении отсутствует и глагол? Например: Летом и ночью светло. Наречие светло не зависит от других членов предложения, значит, входит в грамматическую основу. Глагол-связка отсутствует, что показывает на настоящее время, но связка появляется в  будущем или прошедшем времени: Летом и ночью будет светло. Летом и  ночью было светло. То есть в нашем примере глагол-связка нулевая. Чтобы выявить ее, надо изменить время действия: Легко на сердце (было, будет).

2. Выполнение упражнений.

1) Упр. 82 (классификация предложений по цели высказывания)–устно.  

2) Упр. 83, 84 – устно (предварительно прочитать материал параграфа на с. 41).

3) Упр. 85 (I) – письменно, с комментированием каждого предложения «по цепочке» (роль глагола в предложении).

4) Упр. 85 (II) – устно (классификация предложений по цели высказывания).

5) Упр. 87 – разобрать устно, затем выполнить в тетрадях. Комментарий. Синонимы к выделенным словам: творенье – созданье, ветрило – парус, несется – мчится, скачет.

Домашнее задание. §8 (с.40-43). Упр. 88 – устно; 89 (I-III) – письменно

Дата __________

У р о к  13. Интонация предложения

Цель урока: закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, ее роли в предложении, совершенствовать навыки устной речи (составление характеристики человека).

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами, устное сочинение.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Словарный диктант: монумент; истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия, стипендиат. (Диктант можно дополнить теми словами из предыдущих диктантов, в которых многие сделали ошибки.)

II. Проверка домашнего задания.

1. Упp. 88 – проверяем  «по цепочке».

2. Упр. 89 – взаимопроверка, затем устный комментарий «по цепочке». Фонетический разбор слова («весь») – на доске.

III. Закрепление изученного о предложении.

1. Умение выделять грамматическую основу. Разбор упр. 90: установить синтаксические функции существительных. Oтpаботка умения различать именительный и винительный падежи, выделять обращение. Пояснение: сказуемое согласуется с подлежащим в лице и числе и не согласуется с обращением.

2. Синтаксический разбор предложения. Разбираем выделенные предложения из упр. 85 (II) по образцу на с. 47-48 (устно и письменно; письменный разбор – на доске и в тетрадях).

IV. Изучение темы «Интонация предложения».

1. Объяснение учителя.

Что такое интонация? Это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса. К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания. То есть интонация проявляется в живой устной речи, в говорении. На письме, при передаче разговорной речи или в художественном тексте на интонацию могут указывать ремарки, пояснения автора.

        Какую роль в предложении играет интонация? Интонация организует ритмомелодику предложений и выражает их конкретный смысл. Одно и то же предложение может иметь больше одного смысла в зависимости от интонации. Примеры: "Молодец!", "Я очень рад" – в устной речи подобные предложения могут выражать прямой смысл (похвалу, радость) и прямо противоположный ему (неодобрение, недовольство), если интонация ироническая.

        Каковы особенности интонации различных типов предложений? Повествовательные предложения имеют восходяще-нисходящую интонацию. В вопросительном предложении в зависимости от места логического ударения интонация бывает нисходящей, восходящей, восходяще-нисходящей. Побудительные предложения произносятся с повышением тона, особенно если они выражают приказ, а не просьбу.

           2. Работа с учебником.

           1) Прочитаем статью §9. Потренируемся в интонации приведенных в статье  примеров.

           2) Задание: объяснить характер интонации в поэтических строчках (упр.91).

Комментарий учителя

К №1. В конце каждой строчки стоит наиболее значимое слово, которое выделяется интонацией. Повышение интонации в конце первого предложения поддерживается восклицательным знаком. После следует пауза, обозначенная многоточием. Два следующих предложения – вопросительные. Их интонация может быть и восходящей, и нисходящей, в зависимости от того, какое слово исполнитель, читатель считает необходим выделить.

К №2. Первое, повествовательное, предложение имеет восходяще-нисходящую интонацию. Это сложное предложение, поэтому интонация повышается дважды, смысловое ударение падает на глаголы. Второе предложение, восклицательное, осложнено обращением, которое интонационно подчеркивается (выделяется повторяющееся слово «друг»). Предложение содержит побуждение, просьбу, поэтому выделяется глагол («вспомни»).

К №3. Вопросительное предложение с обращением требует восходяще-нисходящей интонации.

К №4. Предложение побудительное, смысловое ударение падает на глаголы, поэтому восходящая интонация к концу предложения переходит в нисходящую, это поддерживается многоточием.

К №5. Повествовательное предложение имеет восходяще-нисходящую интонацию, логическое ударение на местоимение «всё» объясняется инверсией (необычным порядком слов).

K №6. Восклицательная интонация диктуется и восклицательным знаком, и обращением, которое выделяется восходящей интонацией (логическое ударение падает на слово «Русь»). Второе предложение имеет восходяще-нисходящую интонацию, так как является повествовательным.                 

        3) Работа с упр. 92: устно разобрать, выполнить письменно, комментируя «по цепочке».

        3. Подготовка к сочинению-характеристике.

        1) Упр. 94 – устно.

        2) Упр. 95. Разберем задание, дадим на подготовку ответа 3-5 минут, а затем выслушаем устные характеристики, уточним ответы, выделим удачные находки.

        4. Письменная работа (упр. 93). Если не хватит времени на уроке, ученики закончат работу дома.

Домашнее задание. §9, упр.93(закончить); написать сочинение-характеристику, опираясь на задания упр. 95; вопросы для повторения на с. 47.

Дата __________

У р о к    .  Назывные предложения

Цель урока: дать понятие о назывных предложениях; показать их значение, сферу их употребления; развивать речевую культуру учеников; воспитывать любовь к русскому языку.

Методические приемы: анализ сочинений, работа с поэтическим текстом, составление плана, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Анализ творческих работ.

        Читаем и анализируем 2-3 сочинения. Отметим те, в которых передано настроение картины Юона и подобраны стихотворения, рисующие средствами поэзии картину весны.

II. Проверка домашнего задания.

        Слушаем варианты ответов (упр. 240):

Начало рассказа «Зимним утром»

        Воскресным зимним утром не хочется рано вставать. Проснувшись, лежишь в постели и следишь, как постепенно проникает в окно зимний рассвет. Постепенно светлеет, становится легко на душе. Думаешь: ну, хватит валяться!

Начало рассказа «Летний вечер»

        Летним вечером хорошо посидеть у реки, посмотреть, как садится солнце, как тает оно, как меняет цвет. Тихо. Облака окрасило немыслимыми цветами. Интересно следить, как меняется на глазах форма и цвет облаков. Но вот смеркается …

Начало рассказа «Осень в лесу»

        Осень в лесу особенно хорошо. Воздух прозрачный, чистый. Еще тепло, но по утрам бывает прохладно. Осенняя свежесть бодрит, вливает новые силы. В ложбинах сыро, пахнет грибами, а на пригорках шуршат под ногами листья. Светло и радостно шагать по нарядному лесу.        

Примечание. Отметить односоставные предложения, указать их тип.

III. Изучение темы «Назывные предложения».

  1. Слово учителя.

Раз уж мы заговорили о пейзаже в живописи и в поэзии, попытались передать словами настроения, ощущения, которые вызывает у человека природа, обратимся к еще одному пейзажу, изображенному К.Д. Бальмонтом в стихотворении с теплым названием «Родное»:

Аллеи рек. Зеркальности озёр.

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка – страшный тёмный бор.

Его вершин немолкнущие звоны.

Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прошел в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.

        Запишем стихотворение (учитель открывает записанное на доске стихотворение, ученики переписывают его в тетради) и отметим грамматические основы предложений.

– Чем выражены основы в большинстве предложений? (Подлежащими)

– какое значение придают стихотворению подлежащие? (В стихотворении практически нет действия. Подлежащие передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. Его «безглагольность» противопоставлена в стихотворении «целому миру», «мельканью дней».)

  1. Выполнение упражнений.

Упражнение 241. Подчеркнем, что во всех предложениях выражается настоящее время.

  1. Определение назывных предложений.

Самостоятельное изучение статьи учебника (с. 106-107), составление плана в форме вопросов. Например:

  1. Что такое назывные предложения?
  2. Какое время выражают назывные предложения?
  3. В каких случаях назывные предложения приобретают указательное значение?
  4. Где и с какой целью употребляются назывные предложения?
  1. Тренировочные упражнения.

Упражнение 242 – устно, «по цепочке».

Упражнение 243 – разобрать устно, выполнить письменно. Не забыть сделать фонетический и морфологический разбор слов.

Упражнение 244: написать небольшое сочинение, началом которого послужит один из данных вариантов. (Сочинение можно писать по вариантам или по выбору учеников.)  Прочитаем, что получилось (по 1-2 человека от каждого варианта читают сочинения).

IV. Домашнее задание. §24, упражнение 245 – письменно.


Источник: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/02/18/pourochnye-razrabotki-po-russkomu-yazyku-8-klass


Закрыть ... [X]

Валгина, Н.С. Теория текста. Москва. Логос. 2003 - Выкройки мягких тильды



Сочинение рассуждение функции абзаца тесно связаны Сочинение рассуждение функции абзаца тесно связаны Сочинение рассуждение функции абзаца тесно связаны Сочинение рассуждение функции абзаца тесно связаны Сочинение рассуждение функции абзаца тесно связаны Сочинение рассуждение функции абзаца тесно связаны Сочинение рассуждение функции абзаца тесно связаны