Украшение одежды вышивкой орнамент

КАЗАК — приталенный жилет; согласно Захаржевской накидка из двух половинок, не сшитых по бокам, цвета которой (серый и черный) подбирались в масть лошадям. Носили мушкетеры — личная гвардия королей Людовика XIII и Людовика XIV.

КАЗАКИН — верхняя мужская и женская одежда у украинцев и русских в XIX—нач. XXвв.; короткий кафтан, сшитый в талию со сборками сзади; согласно Юнгманну жакет без пол; согласно Захаржевской короткая контуша (носили в Европе XVIII веке). В настоящее время так называют куртку (жакет) с длинными полями.

КАМЗОЛ (от фр) — І.Обтягивающая корпус мужская одежда длиной до колен в ряде европейских стран XVII — XVIII вв.; камзол без рукавов надевался под кафтан. 2. В старинных костюмах башкир, татар и казахов — безрукавная мужская и женская одежда.

КАМКА — старинная шелковая узорчатая ткань.

КАНЗА — накидка из прозрачной ткани с воротником и длинными концами, скрепленными крест накрест на талии.

КАНИТЕЛЬ (от фр. cannettille) — очень тонкая металлическая (обычно золотая или серебряная) нить для вышивания.

КАНИФАС (от голл. kanefas) — плотная хлопчатобумажная ткань, обычно с рельефными полосками. Из канифаса шьют мужскую и женскую одежду, иногда используют как бельевую ткань.

КАНОТЬЕ (от фр. canotier) — первоначально мужская, а затем и женская летняя шляпа с плоской тульей и прямыми ровными полями (вошла в моду около 1900 года).

КАНТУШ(А) — см. КОНТУША

КАПОР (от голл. kaper) — детский и женский головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком.

КАПОТ от (фр. capote) — 1. Домашняя женская одежда (распашная) широкого покроя, род халата. 2. Согласно Захаржевской накидка, стеганная на вате, подбитаялебяжьим пухом и крытая атласом, оберегала от холода (носили в первой половине XIX века).

КАРРИК (или гаррик) — короткое свободное пальто с несколькими воротниками; зимнее пальто с большим декоративным воротником, закрывающим даже плечи (часто меховым), длина пальто 10 — 15 см от земли.

КАРТУЗ — мужской головной убор с жестким козырьком; неформенная фуражка.

КАФТАН (тюрк.-перс.) — 1. Верхняя мужская и женская двубортная длинная одежда с глубоким запахом и длинными (иногда до земли) рукавами. 2. Согласно Захаржевской (от фр. жустокорп — скользящий) мужская одежда, которая плотно прилегает к корпусу, расширяясь на бедрах. Полы плотно сходятся встык, застегиваясь навесными пуговицами. Носили в конце XVII века и первой половине XVIII.

КЕПИ — во Франции и России в XIX веке высокая сужающаяся кверху форменная фуражка с маленьким донышком и прямым козырьком.

КИСЕЯ (тюрк.) — легкая прозрачная хлопчатобумажная ткань с ткацким рисунком в крупную клетку и набивным цветным орнаментом по белому или светлому фону; используется для детской и женской одежды, драпировки, занавесей и т.д.

КИЧКА (кика) — старинный русский головной убор замужних женщин с высоким очельем, богато украшенный. Шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки.

КЛАВУС — полоса (например, красная вертикальная на тоге императора).

КОКАРДА ( от фр. cocarde) — значок на форменном головном уборе военных и гражданских чинов; военная кокарда расположена на околышке, гражданская на тулье фуражки.

КОКОШНИК — старинный русский головной убор замужних женщин (преимущественно в северных губерниях), в основном праздничный. Кокошник делали на твердой основе в форме полумесяца, украшали парчой, позументом, бисером.

КОЛЕТ — жесткий нагрудник; специфически военная одежда; см. также пурпуэн.

КОНСТРУКТИВИЗМ — направление в искусстве 20-х годов XX века, выдвинувшее задачи конструирования материальной среды, окружающей человека. В одежде характеризуется простыми, функциональными и целесообразными формами.

КОНТУША — 1) Свободное платье, колоколом ниспадавшее вниз, надевалось на корсет и юбку, в свою очередь надетую на панье. 2) Верхняя мужская и женская одежда из одного куска материи с застежкой сзади.

КОРЗНО (крзно) — драгоценный подкройный плащ с застежкой на правом плече.

КОРСЕТ (от фр. corset) — женское одеяние, делаемое обычно на пластинках из китового уса, состоящее из двух стягивающихся шнурами половинок с перехватом посредине; в современном значении особый пояс, стягивающий нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре стройности.

КОСОВОРОТКА — простая холщовая деревенская рубаха (позже в городах — миткалевая) с застежкой на пуговицах.

КОТ — нижнее платье, явилось прообразом котарди.

КОТАРДИ (т.н. платье принцессы) — платье, стягивающееся шнурами по бокам (позднее с вытачками).

КОТУРНЫ (от греч.) — обувь на толстой пробковой подошве, пользовалась популярностью в Древней Греции у знати, изготовлялась из цветной кожи и богато украшалась. Со времен Эсхила ее носили актеры (в греческих трагедиях).

КРАВАТТ (отхорват) — галстук из тонкого полотна, кружева или батиста около двух ярдов длиной, обмотанный вокруг шеи.

КРЕП (от фр. crepe; лат. crispus) — в прошлом тонкая прозрачная ткань для вуалей и траурных нарядов. В настоящее время ткани (преимущественно шелковые), имеющие на поверхности мелкую шероховатость; из крепа шьют женские платья и блузки.

КРИНОЛИН (от фр. crinoline; лат. crinis — волос и linum — полотняная ткань) — в XIX в. первоначально юбка из волосяной ткани, поддевавшаяся под платье для придания ему колоколовидной формы; позднее широкая юбка на стальных обручах или китовом усе.

КУТЮРЬЕ (от фр.) — художник-модельер, создатель высокой моды в костюмах.

КЮЛОТ — согласно Захаржевской плотно сидящие и облегающие ногу штаны.

КАБА – традиционная одежда типа кафтана у грузин персов и др.

КАБАЛАХИ – традиционный мужской головной убор в Западной Грузии конусообразный башлык из тонкой шерстяной материи с длинными концами и кистью на капюшоне.

КАБАТ – традиционная женская цветная безрукавка у белорусов.

КАБАЯК – традиционный женский наряд в ряде стран Юго-Восточной Азии, например, у яванцев кофта обычно распашная, без ворота.

КАБОШОН (фр.) – драгоценный камень с особой формой шлифовки выпуклая с одной стороны полусфера.

КАЗАК (фр.) – в 17 в. во Франции верхняя одежда мушкетеров род плаща, имеющего до 150 застежек с помощью которых можно было его видоизменять превращать в одежду с длинными рукавами, в короткий плащ, можно было спинку пристегнуть к рукавам, оставив спереди разрезы для свободного движения рук. Казак был очень удобен, поэтому удержался в армии до 19 в. Как обычная верхняя мужская одежда, он был известен еще в 16 в., но по покрою напоминал скорее, пальто с короткими и широкими рукавами, с боковыми разрезами обшитыми галуном, и предназначался, в основном, для верховой езды и охоты.

КАЗАКИН (фр.) -название разных видов одежды во второй половине 18 в во Франции распашная женская кофточка с широкой баской, неглиже, в 19 в во Франции жакет в талию для прогулок и визитов, на Руси полукафтан со сборками, прямым воротником, без пуговиц на крючках иногда казакином называли караю.

КАИН – одежда у народов Юго-Восточной Азии полотнище (до 2,5м.) обертываемое вокруг пояса, достигающее колен или щиколоток, используется, в основном, как рабочая одежда.

КАЛАЗИРИС (егип. – гр.) – в Древнем Египте женская одежда простой формы, представляющая собой рубашку сшитую из двух прямоугольных полотнищ с одной или двумя широкими лямками. Позднее, видоизменившись, калазирис становится и мужской одеждой.

КАЛАМАНИ – лапти из сыромятной кожи у грузинских крестьян, чувяки.

КАЛАМКАР (перс.) – ситец ручной набивки.

КАЛЕШ (фр.) – в 18 в. во Франции женский головной убор, капор на складном каркасе, который носили в непогоду.

КАЛИГА (лат.) – первоначально походная обувь римских воинов сандалии с кожаными чулками, толстая подошва укреплялась острыми гвоздиками, нога поверх чулка переплетена ремнями сандалий.

КАЛИПТРА (гр.)-в 7-2 вв. до н.э. в Древней Греции шарф из полупрозрачной ткани.

КАЛИТА – в 10 – 1З вв. на Руси мешочек-кошелек, который подвешивался к поясу.

КАЛОТ, КАЛЛОТ (фр.) – в конце 15 в. чепец в виде сетки, покрывающий волосы (позднее -только затылок).

КАЛФАК – традиционный женский головной убор у татар: вышитая бархатная шапочка.

КАЛЬСЕС (исп.)-испанские короткие штаны, в 15 в. с двойной подкладкой, набитые ватой, пухом и т.п., в 17 в. штаны свободного покроя, которые закрывали колени. Часто по боковому шву пришивали большое количество пуговиц. В 19 в. подобные штаны носили тореадоры и матадоры.

КАЛЬСОН (фр.) – в начале 70-х гг. 16 в. женские нижние штаны, которые делали из шелка красного цвета и украшали вышивкой. Пристрастие Генриха III к женской одежде отразилось на о-де-шосс их стали делать по образцу женских кальсон.

КАЛЬЦЕУС (лат.) – в Древнем Риме высокая обувь типа башмаков, завязывающаяся на икрах (отличие свободного человека от раба).

КАЛЬЦОНИ (ит.) – в середине 16 в. мужские штаны, имеющие форму коротких шаровар.

КАМБЕН – традиционная мужская одежда у балийцев: кусок ткани, обертываемый вокруг пояса.

КАМВОЛЬНЫЙ (нем.) – относящийся к чесаной шерсти и изделиям из нее; камвольные ткани – ткани из камвольной пряжи, то есть из нитей тонких, гладких и ровных, полученных обработкой на гребнечесальных машинах.

КАМЗОЛ, КАМИЗОЛА, КАМИЗОЛЬ (фр.) – в 16 в. во Франции узкая мужская рубашка с атласными, вышитыми или украшенными небольшими разрезами рукавами, без воротника. Начиная с 17 в. их делают из шерстяной ткани. В 17-18 вв. обтягивающая корпус мужская одежда длиной до колен приобретает популярность в ряде европейских стран. Камзол без рукавов надевался на рубашку под кафтан, в качестве длинного жилета.

Кроме того, в старинном костюме башкир, казахов, татар, таджиков -это мужская и женская верхняя одежда, слегка в талию, обычно с рукавами.

КАМЕЯ (фр., ит.) – резной камень (гемма) с выпуклым изображением.

КАМИСА (исп.) – в 9 – 12 вв. нижняя одежда с длинными цельнокроеными рукавами, мужская; в 16 в. нижняя женская рубашка с длинными рукавами, из дорогого тонкого белого полотна.

КАМКА – в 15 в. на Руси шелковый узорный паволок с одноцветным рисунком; шелковая китайская ткань с разводами.

КАМЛЕЙКА, или КАМЛЕЯ – промысловая одежда у алеутов и эскимосов: глухого покроя, с наголовником, из ровдузи, сивучьих горл и кишок нерпы, надевалась поверх парки.

КАМЛОТ (фр.) – плотная шерстяная или полушерстяная ткань.

КАМУСЫ (саам.) – шкурки, снятые с ног оленя, зайца, песца. Используются для шитья обуви и т.п. у народов Севера и Сибири.

КАМЧАТКА, или КАМЧАТНИК – узорная льняная ткань для столового белья, полотенец.

КАНАУС (перс.) – шелковая ткань полотняного переплетения, из сырца или полусырца.

КАНДИ (асс. – гр.) – основная одежда ассирийцев и персов: рубашка с цельнокроенными рукавами до локтя. Длинную рубашку носила знать, остальное население одевалось в короткие рубашки, подпоясанные по бедрам широким поясом.

КАНИТЕЛЬ – металлическая нить под серебро или золото.

КАНОНЫ (фр.) – во второй половине 17 в. во Франции кружевные отвороты на мужских белых шелковых чулках, которые крепились под завязки панталон.

КАНФ, КАНФА – в старину китайский атлас, толстый и плотный, например, фанза – китайский штоф, чинчунча – холстинка или шелковая бязь минча – род гроденапля (см Гро).

КАНЧА – в старину на Руси китайская шелковая ткань.

КАНЬГИ – низкая обувь у саамов из оленьих шкур (главным образом, белых), мехом наружу, часто украшается бисером и цветным сукном.

КАП (фр.) – в конце 17 вво Франции род пелерины, который женщинам заменил большой широкий плащ, он имел капюшон в виде капелина Кап всегда шили из черного шелка.

КАПА (исп.) – в 17 в.в. Испании длинный широкий мужской плащ.

КАПЕЛИН (фр.) – в конце 17 в капюшон в виде шарфа, концы его спереди, под подбородком, завязывались.

КАПЕЛЮХ, КАПЕЛЮХА, КАПЕЛЮШ – шапка с ушами, малахай у белорусов.

КАПИСАЙО (исп.) – в 17 в. в Испании накладной мужской костюм, соединение капы и верхней одежды с рукавами.

КАПИТА (исп.) – в 17 в.в Испании маленький мужской плащ.

КАПОР (голл.) – женский и детский головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком.

КАПОТ (фр.) – в 19 в. женское домашнее платье свободного покроя, род халата, в середине 19 в. высоко надетая дамская шляпка, сорок лет спустя такие шляпки носили, в основном, пожилые женщины.

КАПРОН – синтетическое волокно, выпускаемое в России, используется в производстве тканей, трикотажа. Отличается высокой износостойкостью, эластичностью, несминаемостью.

КАПТУРА – в 15 – 17 вв. на Руси плоская меховая женская шапка с наушниками.

КАПЮШОН (фр., лат.) – откидной головной убор прикрепляемый (на пуговицах, кнопках, молнии, пришитый и пр ) к вороту верхней одежды.

КАРАБИН (фр.) – застежка особой конструкции на комбинезонах, рюкзаках и т.п.

КАРАКАЛЛА – род плаща с капюшоном у галлов, введенный в Риме Марком АврелиемАнтонином, римским императором (211-217 гг. н.э.), прозванным за это Каракаллой.

КАРАКУЛЬ – шкурки ягненка в возрасте 1 -3 дней каракульской породы овец, ценный мех, отличается очень красивым упругим, плотным, шелковистым, блестящим волосяным покровом, образующим завитки различной формы. Используется для шитья манто, пальто, жакетов, идет на воротники, шапки.

КАРАКУЛЬЧА – шкурки ягнят-недоносков (утробного развития 4,5-5,5 месяцев) каракульской породы овец, ценный мех отличается низким прилегающим к кожной ткани или только начавшим пробиваться блестящим, шелковистым волосяным покровом с более или менее выраженным муаровым рисунком. Идет на изготовление манто, пальто, на воротники и шляпы.

КАРАПУЦА – традиционный мужской и женский головной убор на острове Мадейра, Португалия маленькая синяя шапочка, едва покрывающая макушку, с длинным острым концом.

КАРМАЗИН – в старину тонкое ярко-красное сукно.

КАРМАНЫ ПОЯСНЫЕ – в 14-16 вв. в Италии карманы, привязанные к поясу и служившие дополнением к мужскому туалету.

КАРОСС, КАРОССА – кожаный плащ у кочевников Южной Африки.

КАРТУЗ (голл.) – мужской головной убор фуражка с козырьком, легкая летняя шапочка различного вида, кожаная или из ткани. Кроме того название бумажного мешочка для разных сыпучих веществ – например, картуз табаку.

КАРТУЛИ – традиционная женская верхняя одежда в Грузии длинное платье, стянутое в талии.

КАРТУЛИН – в 15 в. на Руси красный бумажный шнурок или нитка в крестьянских кружевах.

КАСТОР (лат., букв “бобр”) – толстая, тяжелая, плотная, хорошо уваленная чистошерстяная ткань с густым коротким сглаженным ворсом. Применяется, главным образом для шитья шляп, зимних пальто, ведомственной одежды.

КАТАНКА – традиционная женская безрукавка без талии на Украине.

КАТИБИ – традиционная женская верхняя одежда в Грузии распашная, бархатная, с длинными, зачастую ложными рукавами.

КАФТАН (перс – гр.) – верхняя мужская и женская одежда. Первоначально – длинная свободная одежда персидских воинов и приближенных царя с рукавами, стянутая широким поясом. Попав в Европу, кафтан претерпел некоторые изменения в 14 – 15 вв. это довольно узкая одежда до колен или до середины икр (обычно опоясанная). Надевали кафтан пожилые люди при выходе на улицу. В Италии это распашная одежда со стоячим воротником. Видоизменяясь, кафтан в европейских странах дожил до начала 20 в.

В допетровской Руси это была распространенная одежда всех слоев населения. Кафтаны шились разные – и по покрою и по назначению с удлиненными рукавами. В основном, это была двубортная одежда с глубоким запахом и застежкой на левой стороне груди, однобортные кафтаны были редки. Спинку делали цельной и вставляли клинья по бокам, позже стали делать с отрезной спинкой и сборами. Короткий кафтан назывался полукафтаном.

Мужской костюм 18 в. в России состоял из кафтана, камзола и коротких штанов. Костюм этот соответствовал указам Петра I и с небольшими изменениями существовал несколько десятилетий. Только в конце 18 в. меняется крой кафтана у него значительно скашиваются полы он становится уже появляется высокий стоячий воротник. Соответственно камзол становится короче и его шьют без рукавов.

Для изготовления парадных костюмов использовали шелк и бархат, украшая их удивительными по красоте и исполнению вышивками.

Большой интерес представляет мундирное платье императрицы Екатерины II, сшитое по образцу формы лейб-гвардии Преображенского полка (1763 г.) Оно состояло из верхнего платья-кафтана, камзола и юбки из зеленого шелка, выложенного золотым форменным галуном.

Платье-кафтан было сшито в соответствии с французской модой того времени – на фижмах, со знаменитыми складками Ватто на спине (фасон контуша). В то же время в наряде были использованы элементы русского национального костюма: расположение галуна – как на русском сарафане; в мундирном платье по форме лейб-гвардии конного полка -длинные откидные рукава. В народном быту кафтан употреблялся до начала 20 в.

Кафтан польский – отрезной по талии, с плотно охватывающим фигуру лифом, нижние полы широкие, сшитые из собранных в сборку кусков ткани. Кафтан такого покроя пользовался популярностью в Европе в 17 в.

Кафтан становой – носили в Московской Руси, надевая на ферязь; он был с перехватом, с широкими недлинными рукавами, с пуговицами на груди, с разрезами на подоле, длиной до щиколоток.

Кафтан турский – носили в Московской Руси, без воротника, застежка только у шеи и на левом боку.

КАЦАВЕЙКА – название происходит от русского “куцый”. Это русская женская народная одежда 19 в.: род кофты до колен (или короче), с длинными рукавами и небольшим отложным воротником. Теплые кацавейки шились на меху и на вате, холодные – на подкладке. Сзади делали сборы.

В середине 19 в. так же называлась модная зимняя женская одежда в виде короткой кофты, нередко бархатной, на ватной подкладке, с широкими рукавами, с закругленными внизу полами и меховой опушкой.

Кроме того, в старину на Руси так называли немецкий фрак.

Как предмет одежды, кацавейка вышла из употребления в начале 20 в.; само же слово, однако, сохранилось: им насмешливо называют не теплую, “куцую” – одежду.

КАШЕМИР – легкая гладкокрашенная или набивная ткань саржевого переплетения. Вырабатывается чистошерстяная, полушерстяная, шелковая и хлопчатобумажная материя. Гладкокрашенная идет на шитье женских и детских платьев, набивная – на головные платки. Название ткани происходит от индийского штата Кашмир.

КАШМАУ – традиционный головной убор замужних женщин в Башкирии: чепец с длинной лопастью, спускающейся по спине, с коралловой сеткой; украшен монетами, серебряными подвесками, раковинами каури.

КАШМИЛОН – торговое название синтетического (полиакрилонитрильного) волокна, выпускаемого в Японии, Идет на изготовление верхнего и бельевого трикотажа и т.п.

КАШНЕ (фр., букв. “прячь нос”) – шейный платок или шарф.

КАШУЛИ -традиционная мужская одежда у белорусов: полотняная белая рубаха с отложным воротником, с прямым разрезом на груди, длиной до колен; подвязывалась поясом, орнамент по подолу, воротнику, груди.

КВИЛТ (англ.) – см. Шитье лоскутное.

КЕБАЯ – традиционная женская кофта у народов Индонезии.

КЕМБРИК (фр.) – тонкая полотняная ткань. Первоначально изготавливалась в г. Камбре, Франция.

КЕМЕНТАЙ – широкий войлочный халат у киргизов; в основном, одежда скотоводов, так как хорошо защищает от дождя и холода. В 19 в. зажиточные киргизы носили белый, богато отделанный кементай.

КЕНГИ – калоши, надеваемые поверх сапог; теплая обувь, валеная, меховая или кожаная с теплым подбоем, но без голенищ. В старину была популярна на Руси.

КЕНТЕ – традиционная мужская широкая длинная рубаха у народов Западной Африки.

КЕП-ТАКЫ а также КУЛТА, КУЛЮТА – традиционный женский головной убор у народов Средней Азии: круглая шапочка с накосником, поверх надевался платок или тюрбан.

КЕЧКЕМИТЛЬ – традиционная женская шаль у индейцев Центральной Америки.

КИДАРИС (асс. – гр.) – тиара ассирийского царя, состояла из войлочного, с узким верхом колпака, украшенного металлическими пластинами, и золотого венца-повязки фанонс с эмалью и драгоценными камнями, концы повязки заканчивались бахромой, завязывались на затылке и спускались на спину.

КИКА – так называемая “корона замужества”, древнерусский женский головной убор в виде открытой короны богато украшенной жемчугом, бисером, драгоценными камнями. “Чело кичное”, передняя часть кики, впервые упоминается в документе 1328 г. Кикой называли нижнюю часть головного убора из холста на твердой основе, или из проклеенного холста, а также и весь головной убор. Собственно кика, так называемый волосник, прикрывала волосы, в переднюю часть вставляли что-нибудь твердое – дощечку, бересту и пр. – и придавали ей вид рогов, копытца, лопатки. Сзади надевался бисерный позатыльник а сверху – нарядная сорока. Следуя старинному свадебному обычаю, кику надевала новобрачная. Позже так стали называть головной убор замужней женщины, род повойника с рогами.

Рогатые кики носили еще в глубокой древности, форму их связывают с существовавшими тогда поверьями. В 19 в. ношение их преследовалось духовенством и помещиками, крестьянок заставляли надевать кокошники.

В начале 20 в. кики носили кое-где на юге России, в основном же, этот головной убор был заменен платком или повойником.

КИЛМАРНОК – плоский синий берет из плотной шерстяной ткани. Первоначально такие береты производились в г. Килмарноке, Шотландия.

КИЛТ – традиционная мужская юбка обычно клетчатой расцветки цвет и рисунок определяли плановую принадлежность – у кельтских народов Великобритании и Ирландии.

КИМЕШЕК, КИЙМЕШЕК – традиционный головной убор замужних женщин у казахов и каракалпаков белый полотняный платок с вырезом для лица, покрывающий голову, плечи и верхнюю часть туловища поверх платка надевался белый тюрбан.

КИМОНО (яп.) – японская национальная одежда мужчин и женщин длинное свободное одеяние, типа прямокройного халата с широкими рукавами у женщин подпоясанное широким поясом – оби, фасон рукава, применяемый в европейской одежде Кимоно ввел в европейскую моду для дам Поль Пуаре (1879-1944), знаменитый французский портной и декоратор.

КИНКХАБ, или КИНКОБ (перс.) – вид парчи.

КИПТАРЬ, КЕПТАРЬ – традиционная мужская и женская короткая меховая безрукавка у венгров, румын, словаков, западных украинцев, южных славян.

КИРСЕТ, КИРСЕТКА – традиционная женская безрукавка с талией на Восточной Украине.

КИСЕЯ – тонкая редкая ткань, в настоящее время хлопчатобумажная.

КИТОВЫЙ УС – роговые пластины на верхней челюсти у беззубых китов (до 800 штук) которые применялись при изготовлении корсетов различных прокладок для сохранения формы одежды. На корсет эпохи барокко необходим был целый килограмм китового уса. Этот материал пользовался таким спросом, что в Голландии в 1772 г. было основано общество поставлявшее китовый ус во все европейские страны. В 20 в китовый ус, который отличается прочностью и гибкостью, используется эскимосскими детьми как скоростные сани достаточно небольшого ветра и пологого склона чтобы развивать приличную скорость.

КЛАФТ, КЛАФТ – УШЕБТИ (егип. – гр.) – древнейший головной убор фараона, большой плат из ткани в полоску имеющий спереди фигурные вырезы. На лбу он придерживался узкой лентой с металлическим обручем.

КЛИПСЫ – см. Серьги.

КЛОБУК (тюрк.) – древнейшая шапка в России в виде колпака с меховой опушкой Со временем превратилась в монашеский головной убор.

КЛОКЕ (фр.) – шерстяная или шелковая ткань, изнаночная сторона которой выглядит гладкой, а лицевая словно покрыта пузырями. Хлопчатобумажные клоке – это ткани прошедшие специальную обработку в результате которой они приобретают шероховатый, “жатый” вид. Клоке используется для шитья различной одежды. Кроме того, этим термином стали обозначать эффект вздутости, пузырчатости в одежде.

КЛОМПЫ (голл.) – старинная национальная обувь голландцев и фризов (Нидерланды) деревянные башмаки, с носками, чуть устремленными вверх.

КЛУМПЯЙ – в западных районах Литвы – то же, что кломпы.

КЛЮШИ (фр.) – во второй половине 14 в. во Франции высокий язык в обуви.

КМЕНТ – более грубая ткань, чем батист, такого же вида и применения. Упоминается в Ветхом Завете.

КОВЕРКОТ (англ.) – плотная ткань саржевого переплетения с характерными мелкими точками на темном фоне. Вырабатывается шерстяной, полушерстяной, штапельный и бумажный коверкот. Идет на шитье весенне-летних пальто, костюмов.

КОЖА – искусство выделки кожи было известно еще в древние времена. В Древней Греции из нее изготавливали обувь. Уже в 8 в. до н.э. из нее иногда делали перчатки, но в основном кожа шла на меха для перевозки масел и вина. Места стыка кожаных полотен склеивали смолой и дегтем, а концы связывали петлями. Для сохранения специфического вкуса в Греции до сих пор “смолят” вина. Из кожи делались воздуходувные меха, сумки, ремни, стремена, седла, упряжь для лошадей, запряженных в колесницу и т.п. В 18 в. из кожи делали как обувь, так и головные уборы, штаны (см , например, Лосины). С течением времени кожа использовалась все шире, первые автомобилисты и авиаторы были в коже с головы до ног. С 70-х гг. 20 в. кожа становится обычным материалом для выходной мужской и женской одежды.

КОЖУХ – старинная русская одежда, известная со времен Киевской Руси род кафтана, подбитого мехом и украшенного жемчугом и кружевом. Носили его поверх зипуна. На Украине кожухами называли тулуп из овчины, по покрою напоминающий свиту.

КОЗЛИК – шкурка козлят подсосного возраста до 1 месяца, а также козлят-недоносков различных пород коз. Меховая шкурка имеет тонкий остевой волос, мягкий, глянцевитый, довольно низкий, с муаровым рисунком или гладкий. Идет на изготовление пальто, жакетов, на воротники, детские пальто шапки.

КОЗЫРЬ – высокий стоячий щегольской воротник, закрывавший весь затылок. Его делали из атласа и бархата, украшали золотом и серебром. От него происходит выражение “ходить козырем”, т.е. щеголем. Приделывался к кафтану (особенно в 17 в.), к охабню.

КОИЛЕК (казах), КОЙНЕК (туркм.), КЮЙЛЯК (тат.), КУИЛАК и КУЙ – НАК (узб.) – традиционное женское платье-рубаха длиной пощиколотку у народов Средней Азии и Поволжья.

КОИФ (англ.) – в конце 15 – начале 16 вв. полотняный чепчик, который надевали под геибл.

КОКЛЮШКИ – длинные деревянные катушки, с намотанными нитками, с помощью которых кружевница плетет кружево.

КОКОШНИК – старинный русский женский головной убор, сделанный из твердого материала, обтянутый золотой тканью, расшитый жемчугом стеклярусом, лентами, аппликациями из парчи и бархата. Кокошник имел матерчатое дно, спереди и по бокам украшался поднизями и рясной.

КОКОШНИК

КОЛЕТ (фр. < лат.) – в 16 в. в Испании короткая узкая мужская куртка, подбитая ватой и застегнутая на пуговицы, со стоячим воротником, верхняя одежда в виде короткого мундира, обычно из белого сукна, в некоторых европейских армиях, широкий отложной воротник в средневековой одежде.

КОЛОБИУМ (лат.) – в 8 – 5 вв. до н. э. в Древнем Риме неширокая туника. С короткими рукавами, подпоясанная.

КОЛПАК – конусообразный головной убор, в частности – старинный головной убор некоторых народов Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к 13 в. Шили колпаки из войлока, из четырех клиньев расширяющихся книзу. Верх украшали кисточкой. Клинья по бокам сшивали не до конца, что позволяло поднимать или опускать поля. Колпаки знати были с высокой тульей, подшитые черным бархатом, у бедных – отороченные сатином.

Колпак фригийский – головной убор конической формы, обычно красного цвета, верх загибался вперед. В античное время его носили фригийцы, такие же колпаки были на вольноотпущенниках в Древнем Риме позднее подобные шапки стали надевать в тюрьмах на бунтарей – этот головной убор стал как бы символом свободы. Именно поэтому во время Французской революции 1789-1794 гг. он был выбран бедняками-сэнлталотами в качестве нового символического, головного убора. Именно этот колпак надела Марианна, ставшая символом Французской республики, на праздновании трехлетия революции, и именно в нем она изображается и поныне на плакатах, открытках, монетах, почтовых марках и т.п.

КОЛПОС (гр.) – с 8 по 2 вв. до н.э. своеобразный напуск на талии который образовывался при подпоясывании хитона (в женской одежде), часть хитона, спущенная над талией в виде буфа.

КОЛТЫ – в15 в. на Руси височные кольца, прикрепленные к женскому головному убору.

КОЛЬЕ (фр.) – ожерелье с драгоценными украшениями, подвесками.

КОЛЬЦО – см. Перстень.

КОНАС (асс. – гр.) – плащ, являвшийся знаком царского достоинства, окрашивался пурпуром, украшался вышивкой и золотыми пластинками.

КОНСТЫ (фр.) – в 13-15 вв. украшенные зубцами концы шапврона.

КОНТУШ (фр.) – в 18 в. широкое длинное, неотрезное в талии платье, спадающее на спине широкими складками, которые назывались “складками Ватто”. Оно имело ряд разновидностей, могло быть распашным, реже накладным, скреплялось на груди с помощью лент.

КОНФЕДЕРАТКА (польск.) – польская национальная шапочка с четырехугольным верхом.

КОР-А-БАЛЕЙН (фр.) – в 17 в. корсет на косточках с металлическими пластинами, или металлический, обшитый плюшем. Его надевали поверх рубашки.

КОРАЛЛ – морской полип, живущий в теплых морях; он выделяет известковую массу красного цвета и некоторых других оттенков. Используется для украшений, в старину из кораллов делали четки.

КОР-Д Е-КОТТ (фр.) -в 17 в. лиф с длинными, широкими вверху рукавами, форма которых была образована с помощью ивовых прутьев.

КОРДЕЛЬЕР (фр.) – украшение 16 в.. длинная цепь, которую носили на поясе, чаще всего золотая.

КОР3НО – старинная русская одежда, заимствованная из Византии- небольшой, прямоугольной или округлой формы плащ, напоминающий античную хламиду; накидывался на левое плечо, а на правом застегивался пряжкой. Одежда знати.

КОРИМБОС (гр.) – классическая женская прическа в Древней Греции, так называемый “греческий узел” длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и спускали на лоб так, чтобы между бровями и волосами лоб открывался на ширину двух пальцев. Далее волосы спускали вдоль щек, а на затылке убирали в узел, скрепляли шпильками и узкими ленточками. Часто для волос использовали сетку, или надевали стефану.

КОРОНА (лат., букв. “венец, венок”) – головной убор (венец) из драгоценных металлов с украшениями – символ монархической власти. Первоначально у римлян – лавровый или оливковый венок которым венчали победителя в состязаниях, военачальника, должностных лиц. В период Римской империи венок превращается в диадему – обруч делался из золота, украшался драгоценными камнями, жемчужинами, -став символом императорской власти. При некоторых монархических режимах существовали также короны для различных групп высшего сословия – разные по величине и форме.

КОРОСА (исп.) – соломенный плащ у галисийцев в Испании.

КОРСАЖ (фр.) – часть женского платья от шеи до талии; жесткий пояс юбки, или особая широкая тесьма (так называемая корсажная лента) для такого пояса.

Корсажная вставка, пьес-д’эстома (фр.) – в 1620-1635 гг. во Франции съемная вышитая вставка к корсажу, которая внизу заканчивалась мысом.

КОРСЕТ (фр.) – название происходит от французского слова, обозначающего “тело” Это узкий лиф из плотной ткани, который надевали на тело с целью придать фигуре более изящный вид.

Прообразом корсета может служить стрвфион, который носили в Древней Греции.

Впервые в Европе корсет появляется в 14 в., когда идеалом красоты становится хрупкая девушка, и, стягивая грудь с помощью корсета старались это подчеркнуть.

Особую роль играл корсет в период распространения испанской моды, с середины 16 до середины 17 вв. с его помощью старались сделать грудь плоской. Поэтому в корсет вставляли металлические, костяные или деревянные пластины, или металлические обручи, превращая его в панцирь.

Для достижения осиной талии к корсетам девочек приучали с детства Современник, живший 300 лет назад при венском дворе, писал “Едва дети выходят из колыбели, как их начинают гримировать, шнуровать, наряжать и сжимать. Все это делается для того, чтобы приучить их прямо держаться. Так принято во всем мире”.

Прусская принцесса Вильгельмина пишет в своих воспоминаниях, что корсет, изготовленный из железных обручей она начала носить в возрасте семи лет и должна была даже спать в нем, зато потом она имела “осиную талию”.

В это время мужчины тоже пользовались корсетами, чтобы иметь стройную фигуру.

Только в середине 17 века, благодаря Франции, в Испании снова возвращается мода на большие декольте и корсет, украшенный кружевом, уже не сплющивает, а подчеркивает грудь.

В последующие годы корсеты меняли свой вид и форму в зависимости от того женского силуэта, который был в моде в данный промежуток времени.

В середине 17 века во Франции появляются корсеты с китовым усом с их помощью можно было затягивать талию до 40 см, одновременно с помощью корсажа стараются придать груди красивую полукруглую линию.

КОСМЕТИКА – слово означает “приведение в порядок” или “искусство украшать” и происходит от греческого “космет”, – так назывались рабыни, умащавшие тело и украшавшие лица своих хозяек.

Колыбелью косметики считается Египет, бытовой грим был известен там еще пять тысячелетий назад. Египтяне применяли белила, обводили контур глаз зеленой углекислой медью, пользовались маслами, содержащими ладан, мирру, мускус и розовое масло. В Египте был составлен первый рецепт для окраски седых волос в черный цвет, для этого применялась кровь черных животных. Многие косметические средства обладали и целебными свойствами. Краска для век, например, в Египте применялась в качестве профилактического средства от глазных болезней.

Косметика была развита у древних евреев, в Ассирии, Индии, Персии, Аравии, Южной Америке в этих жарких странах необходимо было пользоваться средствами для смягчения кожи.

Крестоносцы занесли в Европу аравийские косметические средства и способ приготовления розовой воды.

Из Египта косметика проникла в Грецию, а позднее в Рим. В Древней Греции женщины пользовались белилами (из свинца), румянами (искусственная киноварь) и пудрой, которую изготавливали из ароматных цветов, стертых в порошок.

Римляне значительно расширили применение косметики – Около 1 в., н.э. Плиний Старший в книге “Естественная история” описал многие косметические средства римлян: лосьон из миндального масла с молоком, свинцовые белила для лица, мыло, окрашивающее волосы в рыжий цвет, зубной порошок из измельченного рога и пемзы.

Эпоха Возрождения в Италии потребовала развития косметики. Гримирование лица было возведено в ранг искусства, а модный тогда белокурый цвет волос достигался различными способами: их красили с помощью органических и минеральных красителей, обесцвечивали на солнце, разложив на полях специальной шляпы, закрывающей лицо, использовали накладные волосы нужного цвета.

Во Франции косметика получила полное признание и стала активно развиваться, особенно в 17 и 18 вв. В 1642 г. Фителье писал, что для туалета элегантной дамы требуется целая лавка косметики – различных притираний, белил, румян, сулемы, квасцов, коровьего помета, уксуса, духов, миндального молока и т.п.

В 18 в., пудра и румяна стали в Европе неизбежной принадлежностью туалета всех женщин, без различия их общественного положения.

Однако, косметика приветствовалась не во всех странах. Так, например, в Англии и Голландии в 17 в. по религиозным причинам было запрещено применять косметические средства, подкрашивать лицо, пользоваться духами. В 1699 г Британский парламент издал закон, запрещающий применение косметики, наказанием за его нарушение было обвинение в колдовстве и расторжение брака провинившейся особы.

В 17 в. в России косметикой увлекались боярыни: сурьмили брови, наносили белила, румянились, даже красили зубы. По словам немецкого путешественника Олеария, русские женщины белились и румянились очень неискусно, накладывая на щеки столько краски, что казалось, будто их размалевали кистью. Они раскрашивали руки и шею голубой, белой и коричневой красками, сурьмили брови и ресницы, чернили светлые и белили черные брови. Церковь тщетно выступала против этого.

Татары, вероятно, больше всех народов, проживающих на территории России, увлекались косметикой Они красили ресницы, брови, губы, румянились.красили хной ногти и т.д.

КОСОВОРОТКА – традиционная мужская рубаха на Руси: туникообразная, с разрезом с левой стороны ворота, украшалась вышивкой.

КОТАРДИ (фр.) – в 13-15 вв. во Франции узкая верхняя мужская одежда с застежкой спереди, длиной до середины бедер, с рукавами различ ной формы узкими, широкими или в виде крыльев. На бедрах имел декоративный пояс.

КОТТ (фр.) – средневековая мужская и женская одежда- верхняя мужская одежда с рукавами или без них; верхняя женская одежда с длинными и узкими рукавами.

КОТУРНЫ (гр.) – первоначально так назывались высокие закрытые сапоги из мягкой дорогой кожи, и лишь состоятельные люди могли позволить себе их носить. Около 500 г. до н.э. котурны стали делать на толстой подошве, сначала из кожи, позже из пробки. Моду на котурны ввели актеры, с их помощью, особенно играя трагедии, герои казались выше, величественней. Котурны богато украшались, высота подошвы постоянно увеличивалась. Во времена Римской империи подошвы были даже высотой в локоть. Котурны вернулись к нам в 70-х гг. 20 в. под названием “платформы”.

КОТЫ – на Руси женская обувь типа полусапожек, с алой суконной оторочкой; мужская верхняя обувь, как то калоши, кенги, надеваемые поверх бахил, порш-ни или берестяные лапти.

КОУТ (англ.) – в 17 в. куртка длиной до середины бедра, с рукавами до локтя, иногда с разрезами на спинке и в боковых швах.

КОХТ – традиционная женская одежда саамов – пестрая юбка на лямках.

КОШЕЛЕК – в древние времена роль кошельков играли обычные мешочки из кожи и бархата с золотыми и серебряными украшениями – у людей знатных и состоятельных, из холста – у тех, кто попроще. До 14 в. карманов не существовало, а так как, кроме денег, могли понадобиться и другие вещи, как то ключи, мешочки были довольно больших размеров. В конце 13 в. появились так называемые сарацинские кисеты, привезенные крестоносцами с Востока. Они были украшены серебряными колокольчиками, эмалью, миниатюрными портретами. Когда в 14 в. на одежде появились карманы, увлечение кисетами пошло на убыль, но взамен появились небольшие кошельки для хранения круглых монет (бурс, омоньер). С появлением бумажных денег кошельки увеличились в размерах, а дамы стали носить ридикюли. Лишь в середине 19 в. получил распространение кошелек, называемый сейчас бумажником.

В Европе в первой половине 18 в. (после 1715 г.) пользовалась популярностью мужская прическа “кошелек” в стиле рококо: волосы завивали в локоны или гладко зачесывали назад, связывали черной лентой или прятали в черный мешочек – “кошелек”; волосы пудрили.

КОШПА – чувашский женский нарядный головной убор: род кожаного кокошника с монетами и подвесками.

КРАВАТ (фр.) – смКроат.

КРАГИ (голл., букв “воротник”) – первоначально слово обозначало широкий воротник (крагены на шее). Затем так стали называть широкие отвороты у перчаток (в России известны с первой половины 19 в.) и кожаные накладные голенища на крючках, со шнуровкой (в России известны со второй половины 19 в.). Как ветры на шнуровке, были частью военной формы в некоторых армиях.

КРАМУАЗИ (фр.) – в 16 в. во Франции дорогая ткань красного цвета. Одежду из нее могли носить только принцы и принцессы.

КРАСОТА – на северо-востоке России так назывался венец невесты из лент и цветов, символ девичества и девичьей воли, который ставился на девичнике перед невестою; ленты она раздавала на память подругам, а лучшую отдавала в церковь.

КРАШЕНИНЫ – в 10 – 17 вв. цветные ткани различных оттенков красного, сине-голубого, иногда зеленого цветов.

КРЕП (фр.) – общее название тканей с шероховатой, волнистой поверхностью. Выпускаются ткани шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные крепдешин (китайский креп), креп-жоржет, креп-шифон, креп-сатин, креп-лавабль и др. Раньше так называлась тонкая редкая ткань, предназначаемая для вуалей В настоящее время ткань используется для шитья нарядных женских платьев и т.п.

Кроме того, крепом называется траурная повязка из этой ткани.

КРЕПИДЫ (гр.) – в 8 – 2 вв. до н.э. в Древней Греции сандалии (иногда с задником), состоящие из подошвы с небольшим бортиком, с отверстиями, в которые продевали тонкие ремни; этими ремнями крест-накрест обвязывали ногу до щиколоток.

КРОАТ, КРАВАТ (фр.) – во второй половине 17 в. во Франции мужской галстук, завязывающийся бантом и отделанный кружевом. Со временем концы галстука стали закладывать за борт камзола.

КРОЛИК – на меховые изделия идут наиболее ценные меховые породы кроликов: шиншилла, фландр, венский голубой, белый великан, шампань Из кроличьего меха шьют манто, пальто, шапки, воротники.

КРОСЕНЦА – название происходит от рус. “кросно” – крестьянский холст. Так в старину назывались домотканые рубашки.

КРУЖЕВО – полоска или кусок текстиля, получаемого путем шитья, вязания или плетения. Кружево появилось в Европе на рубеже 15-16 вв. Первое кружево шилось иглой, называлось оно “стежок в воздухе”. Этим кружевом отделывались воротники фреза, на которые уходило 10-15 м. Кружев. Знаменитые шитые кружева изготавливались в Венеции, в городе Алансоне, в Брюсселе.

Почти одновременно с шитым кружевом появилось кружево, плетенное на коклюшках. Чем сложнее узор, тоньше нитка и шире кружево, тем больше коклюшек требуется для плетения. Например, в Бельгии, случалось, кружевницы плели с помощью 600 коклюшек.

В 16 в. кружево было в большой моде и поэтому многие города Франции занимались этим трудным, но выгодным делом, изготавливали брабэнтское, “малин”, шантильи, валансьен, блонду, фламандское и др. кружево. Плелось оно из разных ниток: льняных, шелковых, шерстяных. Было также серебряное и золотое кружево.

К концу 16 в. в моду вошел гипюр. Для того, чтобы кружево было тонким, как правило, использовали брабантскую нить. Плели ее маленькие девочки из влажной льняной кудели, так как только детские пальчики могли уловить тот момент, когда нитка становится нужной толщины. Эту нитку закупали в разных странах для изготовления кружев.

В России первые кружева были металлическими, из золотых и серебряных нитей; ими отделывали одежды знати. В 18 в. крепостные девушки занимались плетением. Кроме русского, они плели кружева, подобные венецианскому и французским, отличить которые от настоящих было практически невозможно, впоследствии их стали называть “русский валансьен”. К началу 19 в. появились кружевные промыслы – в Вологде, Ельце, Рязани, Новгороде, Туле, Вятке и др. городах. В каждом кружеве были свои приемы, по которым можно было определить, где оно было сделано.

Кружевное полотно – прозрачная ажурная ткань с рисунками, образуемыми путем сочетания уплотненных и разряженных мест с отверстиями, получаемыми за счет плетения нитей. Идет на изготовление нарядных блузок, платьев, используется в качестве отделки.

Кружево алансон- шитое иглой кружево с правильным сетчатым фоном, чрезвычайно тонкое и дорогое.

Кружево блонда – шелковое плетеное кружево, исполнялось на испанский манер: по шелковой сетке большими матовыми цветами. Шло на мантильи, головные уборы испанок. Название дано ему по его суровому цвету.

Кружево брабант – ручное плетеное рельефное кружево, напоминающее гардинный тюль.

Кружево брюссельское – одно из самых знаменитых кружев, тонкое, чрезвычайно изящное, шитое иглой; составлялось из фрагментов, скрепленных тонкими связками. Под названием “англетер” контрабандно ввозилось в Англию.

Кружево валансьен – стало знаменитым только в 18 в. Прозрачная, тонкая правильная ромбическая сетка-фон плелась одновременно с узором, так что рисунок не имел никакой рельефности. Кружево названо по французскому г. Валансьен.

Кружево венецианское – шитое иглой кружево, чрезвычайно тонкое и дорогое.

Кружево “малин” – тонкое ручное плетеное кружево с четким узором на сетке, напоминающей пчелиные соты.

Кружево торшон – машинное кружево – имитация ручных плетеных кружев.

Кружево фламандское – кружево, выполненное на тюле, отличалось необыкновенной тонкостью. В г. Бенш изготавливалось кружево на фоне сетки, напоминающей снежинки.

Кружево шантиль и – черное шелковое плетеное кружево, производство которого было основано в 18 в. Екатериной деРоган. Названо по французскому г. Шантильи.

КРУЗЕЛЕР (фр.) – женский головной убор, характерный для середины 14-середины 15 вв.. платок или чепец с многочисленными складками.

КРУПОН (фр.) – часть кожи, полученная при раскрое {крупонировании) тяжелых шкур. Применяется для изготовления кожаных изделий (подошв, ремней и др ), испытывающих большую нагрузку.

КУАФ (фр.)- в 9 – 14 вв. полотняный чепец, поверх которого женщины надевали головные уборы, в 12 в. также мужской головной убор, тип капюшона с пелериной и длинным хвостом, спускающимся на спину,.- его носили в непогоду.

КУАФЕР (фр.) – в старину высококвалифицированный парикмахер. Название появилось в 18 в. во Франции, когда при дворе Марии-Антуанетты была учреждена Академия парикмахерского искусства.

КУАФЮРА (фр.) – в старину прическа, в основном женская.

КУБЕЛЕК – традиционное женское распашное платье у донских казаков.

КУВР-ШЕФ (фр.) – в средние века и в начале эпохи Возрождения тонкая, обычно белая вуаль на головных уборах знати В настоящее время расхожее название любого головного убора.

КУГЕЛЬХАУБЕ (нем.) – в 15 – начале 16 вв. в Германии большой женский головной убор на жесткой основе, состоявший из чепца и капюшона.

КУПОНЫ (чеш.) – в 16 в. перчатки из собачьей кожи.

КУКОЛЬ – капюшон, колпак, пришитый к вороту одежды. Монашеский куколь, или апостольнмк, – плат, которым монахи покрывают грудь и шею.

КУКУЛУС – плащ с капюшоном у древних германцев.

КУЛАХ, КУЛЯХ – традиционный мужской войлочный колпак у народов Передней и Средней Азии.

КУЛОН (фр ) – ювелирное шейное украшение в виде одного или нескольких драгоценных камней на цепочке.

КУМАЧ – ткань, распространенная в Московской Руси 15 – 17 вв. Это простая хлопчатобумажная ткань, обычно алого, изредка синего цвета, раньше шла на сарафаны, много позже – на флаги.

КУРТА (тадж ) – старинная туникообразная рубашка-платье у таджичек, у незамужних разрез ворота был горизонтальным завязка (застежка) на плече у замужних разрез вертикальный, по центру, с завязкой (застежкой, брошкой). Рукава делались прямыми и длинными чтобы закрывались кисти рук. Так же называлась рубаха аналогичного покроя у мужчин короче, чем женская, носилась навыпуск, с поясом.

КУРТКА (лат.) – первоначально короткая, наглухо застегивающаяся мужская верхняя одежда. В России нечто подобное появилось в 18 в. (первая фиксация – 1792 г.). В настоящее время так называется мужская и женская верхняя одежда, фасон и длина которой меняются в зависимости от моды.

КУХЛЯНКА – традиционная верхняя одежда у народов Севера и Сибири из оленьих шкур, с наголовником, глухого покроя двойная – мехом внутрь и наружу, совик.

КУЧМА – в Белоруссии вислоухая меховая шапка, малахай.

КУШМА – традиционная верхняя одежда у индейцев Андского нагорья-

длинная рубаха, первоначально из тапы.

КУЯК – в 10 – 13 вв. на Руси кожаная безрукавная рубаха с нашитыми металлическими бляхами Одежда простых воинов.

КЭ (фр , букв “хвост”) – в 12 в. элемент шалезона, спускающийся в виде длинного хвоста, в 18 в. мужская прическа из собственных волос или на парике волосы завязывали сзади черной лентой, иногда их завивали в длинный локон или заплетали в косичку.

КЭМЭША – традиционная мужская и женская рубаха у молдаван и румын белая, полотняная, туникообразного покроя или на кокетке, с подмышечными ластовицами, украшена вышивкой. Женщины надевают поверх нее юбку, обычно запашную (фотэ), мужчины носят навыпуск с широким поясом.

КЮЛДЭК – традиционная женская одежда у башкир: длинное платье, отрезное в талии.

КЮРК – зимняя шуба из овчины у азербайджанцев.

КЮРМО -приталенная, удлиненная безрукавка, иногда с короткими рукавами и воротником-стойкой, широко распространенная в Киргизии.

Источник:

Читайте также:


Источник: http://www.thingshistory.com/clovar-odezhdy-bukva-k/


Закрыть ... [X]

Схемы вышивания крестом Рукоделие для дома : ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ - Как выращивать фейхоа в домашних условиях



Украшение одежды вышивкой орнамент Украшение одежды вышивкой орнамент Украшение одежды вышивкой орнамент Украшение одежды вышивкой орнамент Украшение одежды вышивкой орнамент Украшение одежды вышивкой орнамент Украшение одежды вышивкой орнамент Украшение одежды вышивкой орнамент Украшение одежды вышивкой орнамент